Машина в те времена была многим не по карману, а регулярно крутить педали велосипеда изрядно выматывало
Самым доступным транспортом в Советском Союзе был велосипед. Но на большие расстояния на нём не наездишься, а позволить автомобиль мог далеко не каждый. Так пришла популярность к мотоциклам. На них ездили на работу, отдых, за детьми из роддома и романтические свидания. Предлагаем вспомнить самые легендарные модели.
Л-300
Один из первых серийных мотоциклов в Союзе. Выпускался с 1930 по 1939 год. Прототипом послужил немецкий Luxus 300. Штампованная рама на болтах, пружинная передняя подвеска, двухтактный одноцилиндровый двигатель объёмом 293 куба, ручная трёхступенчатая коробка передач и запас хода на 265 километров - всё это делало мотоцикл практически универсальным. Даже несмотря на огрехи в системе электрооборудования. Упрощённая схема позволяла получить яркий свет фары на первой передаче, но на больших оборотах лампочка часто перегорала.
Всего было выпущено почти 19.000 экземпляров. Мотоцикл не только шёл на продажу рядовым гражданам, но и использовался в подразделениях Автодора, Красной армии и спорте. В 1936 году старший лейтенант Филонов на серийном Л-300 установил первый всесоюзный рекорд по прыжкам на мотоцикле с трамплина, преодолев в полёте 13 метров.
М-72
Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год. Изначально предназначался для военных нужд во времена Второй мировой. Конструкция была списана с BMW R71, которым комплектовался Вермахт. Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия и классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и без.
В послевоенное время М-72 стал основным транспортом милиции, гражданским лицам разрешили приобретать байк лишь в 1954 году. Конструкция содержала немало технических новшеств: дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса и телескопическая передняя, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким лаком и питаются каждый от собственного карбюратора. С 1956 года начался выпуск модели М-72М с новой коляской, усиленной рамой и колёсами.
Минск М1А
Первый советский послевоенный простой в производстве и эксплуатации маленький байк. Изготавливался на вывезенной из Германии заводской оснастке. Для М1А требовалось небольшое количество металла и резины. Он был рассчитан на ремонт и обслуживание силами начинающего мотоциклиста, поэтому одним из постоянных потребителей стали школы ДОСААФ.
К конструктивным особенностям следует отнести трехступенчатую коробку передач и отсутствие подвески заднего колеса. В 1951 году в связи с перепрофилированием Московского мотоциклетного завода производство М1А передали в Минск на построенный велосипедный завод. Там байк продержался на конвейере до 1956 года и был заменён минской разработкой М1М. Завод так и остался основным в стране производителем мотоциклов класса 125см3. Он выпускал их все оставшиеся десятилетия ХХ века и продолжает производить до сих пор.
ИЖ Планета Спорт
Первый байк со спортивным характером, выпускался с 1973 по 1984 год. Впечатляющие характеристики объяснялись отчасти импортными комплектующими: японские карбюраторы, немецкая оптика, итальянские свечи. Ни один из советских мотоциклов того времени не мог похвастаться как Иж-ПС разгоном до 100 км/ч за 11 секунд. И уж тем более не мог достичь максимальных 140 км/ч.
Но и по сути «Спорт» был выдающейся машиной: стальная рама проходила особую термообработку для повышенной прочности, а в передней подвеске применялась прогрессивная бесштоковая вилка. Объём двигателя составлял 340 см³. На Иж-ПС впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя собственной разработки. В 1978 году установлено электрооборудование и спидометр советского производства и увеличен диаметр спиц.
Восход
Советские мотоциклы «Восход» были популярны в народе. Они продавались по низкой цене, были надёжными и хорошо ездили не только по асфальтированным дорогам, но и в сельской местности. Колёса были спицованные, на них устанавливали камерные шины, которые были устойчивыми к истиранию.
Двигатель мототехники в первой модели имел один цилиндр и был двухтактным, обладал четырёхступенчатой коробкой передач, а скорость равнялась 95 км/ч. Модель была лёгкой и скоростной, правда внешне не привлекательна, создавала много шума, быстро перегревалась из-за отсутствия водного охлаждения. Кроме того было необходимо разводить в бензине масло, без него байк не работал. Модель выпускалась с 1965 по 1971 годы. Затем мотоцикл модернизировали 7 раз. «Восходы» выпускались с индексами 2, 3, 3М, последним стал Восход 3М-01.
М-62
Мотоцикл стал прорывом инженерной и дизайнерской мысли тех лет. М-62 выпускался с 1961 по 1965 год. Он пришёл на смену М-61, который в свою очередь заменил М-72. Новая коробка передач, увеличенные ходы подвески, введено автоматическое опережение зажигания, изменён профиль кулачка распределительного вала для снижения износа. Новое рулевое управление - цепная ручка газа и дюралюминиевые рычаги сцепления и тормоза. Мощность двигателя увеличилась на 2 лошадиные силы и составляла 28 ЛС.
Примечательно, что гражданским лицам эксплуатировать «Уралы» (в отличие от блюстителей порядка) без колясок запрещалось – модель была достаточно непростой в управлении. В последующие годы были выпущены десятки моделей «Урала», в том числе для спортивных гонок. Конвейер этих мотоциклов налажен и сегодня.
ИЖ Планета
Дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по дорогам с разным покрытием. Выпускался с 1962 по 1966 год. Всего выпущено 405 303 экземпляра. Положил начало серии мотоциклов «ИЖ Планета» — «ИЖ Планета-7», последний из которой сошёл с конвейера в 2008 году.
Производство «Иж Планета» было освоено на базе мотоцикла «Иж-56». Гарантийный пробег «Иж-Планеты» по сравнению с «Иж-56» вырос на 2.000 километров, а срок службы деталей цилиндро-поршневой группы увеличен в полтора раза благодаря контактно-масляному воздухоочистителю. Мотоцикл отличался от предшественника новым бензобаком, легкосъёмным седлом, глушителями. На мотоцикле установлен одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения, коленчатый вал сборный, прессованный. Картер блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач.
Jawa 360
Производство знаменитой чехословацкой Ява 360 началось в 1972 году. Даже по современным меркам у мотоцикла идеальные пропорции: плавные линии, каплевидный бак, элегантные крылья, хромированные глушители и патрубки, кожаное сидение. Новшество Явы 360 – рама из одинарной квадратной трубы. Есть два специальных бардачка, в одном размещён аккумулятор. Коляска родная, пластиковая, с багажным отделением. Именно в такой коляске Семён Семёнович Горбунков ехал на рыбалку в фильме «Бриллиантовая рука».
Мотор двухцилиндровый, двухтактный, мощностью 18 л.с. В 70-х на чешских мотоциклах передвигался каждый третий мотоциклист. Модель с индексом 360 заслуженно считается самой красивой. После того, как распался соцлагерь, завод попал в тяжёлое положение. Ведь Советский Союз был основным потребителем, да и добавилась экологическая проблема - мотор не выдерживал норм экологичности.
Фото: ru.wikipedia.org