Пожалуй, никто так не радуется именинам, как маленький ребенок. Ведь это его день, и он ждет сказку. Но в какие сказки верят современные дети и чем их можно удивить? Педагог, психолог и увлеченный аниматор Александра Шарапова рассказывает, как понять психотип ребенка по его любви к принцессам Дисней, и какие праздники в клубе «
– Александра, в прошлый раз мы беседовали с Вами на серьезную тему –
Да, я и педагог, и аниматор, и все остальное (смеется). Мы стараемся делать оригинальные детские дни рождения, на которых детям весело и интересно. Мне кажется, самое главное для дня рождения – создать атмосферу сказки. Когда детям не просто весело от того, что они одновременно прыгают, а когда они действительно верят, что это делается для какого-то сюжета, когда они завороженно рассматривают старинную вещь или загадывают желания, когда у них горят глаза и они сами предлагают линии сценария.
– Расскажите о каком-нибудь ярком моменте праздника, что вы вели.
Один раз очень интересно получилось, когда я была девочкой-викингом Астрид (прим. редактора – персонаж из мультфильма «Как приручить Дракона»), пятилетняя именинница очень любила этот мультик, и как-то так получилось, что она сразу вжилась в роль дракона, костюм которого я принесла. Она в этом костюме рычала, летала, никто не мог ее утихомирить. Пришлось мне ее приручать как дракона в мультфильме, и только таким образом мы вернулись к остальным гостям. А потом она кричала, что это лучший ее день рождения (смеется). Дети часто придумывают какие-то идеи, я всегда стараюсь их поддерживать.
Сейчас аниматоры востребованы, потому что детям всегда интересно видеть знакомого героя ожившим. Но почему-то некоторые ведущие праздников понимают это проще, как быть клоуном в костюме. Я тоже уделяю много времени костюму, стараюсь повторить мельчайшие детали, и при этом выглядеть в костюме естественно, чтобы создать сказку. Но еще больше важно умение повторить манеры персонажа, передать его характер через его движения, порой фразы. Все должно быть по-настоящему, и дети всегда это замечают.
– Как Вы вживаетесь в образ?
Я всегда стараюсь (особенно деткам постарше) забрасывать какие-нибудь психологические и познавательные удочки. Если у нас исторический персонаж, например, пиратка – стараюсь рассказывать что-нибудь о настоящих пиратах. Какие корабли были, какие морские животные, как пираты одевались, какие были законы, какие предметы были тогда в быту. Когда играю принцесс, говорю о бальном этикете, о старинных предметах или музыкальных инструментах, если придется к слову. Ребята слушают, затаив дыхание, потому что восприятие каких-то тем у детей тоже часто фрагментарно, по быстрой скорости событий мультфильмов дети не могут создать для себя цельный образ героя. Может помочь книга, но не все дети читают.
Когда идет сюжетно-ролевая игра, детям важно, что мы общаемся в игре и находимся во времени игры. Это же модель мира, в котором они могут действовать, как взрослые, только «понарошку». Мне очень нравится, когда дети верят в сказку, когда они начинают мне рассказывать что-нибудь о современном мире, когда я прикидываюсь, что я Рапунцель и не знаю, что такое деньги и сотовые телефоны. А я им рассказываю о средневековом транспорте и средствах связи. В каждом герое, которого я беру для праздника, есть за что зацепиться – какой-то психологический момент.
Я часто играю диснеевских принцесс. У каждой принцессы есть какая-то своя «фишка» в характере, своя особенность и своя трудность. Не знаю, схватывают ли это дети или нет, когда кричат «Я люблю Эльзу!» (смеется), но думаю, что-то в этом есть. Если раскрывать характер персонажа, раскрывать сказку дальше – то в каждом герое есть проекция каких-то проблем и способов их решения. Когда ребенок выбирает одного любимого персонажа и в игре описывает, что именно в нем ценит, то сразу становится понятно, нуждается ли он в умении проявлять силу и самоутверждаться; или ему нужен защитник, супергерой. Или девочка, которая не может справиться со своей агрессией, обожает Эльзу – принцессу, которая не сразу совладала со своими ледяными чарами. Если глубоко копнуть, каждый мультик оказывается терапевтичным. Рапунцель подростковый возраст переживает, Мерида из «Храброго сердца» – конфликтует с матерью. Погружаться в это можно долго.
– На играх для праздников Вы тоже используете какие-то развивающие элементы?
Я, как и многие, стараюсь, чтобы игры строились вокруг какой-то идеи и были тематичными, люблю игры с познавательным реквизитом и интересными штучками. Глобус, компас, пистолет, книги и фото по теме, коллекционные раковины, музыкальные инструменты аутентичные, не детские, которые можно потрогать, попробовать. Вообще я музыку стараюсь везде использовать. Я играю на флейте, укулеле беру, ксилофон или барабаны. Стараюсь использовать саундтреки. Например, на африканской вечеринке у нас идет народная африканская музыка, и дети присоединяются, получается весьма душевно. С помощью звука мы создаем атмосферу – если на море плывем, то можем шипеть, создавать шум волн, покачиваться. Также беру для праздников народные игры, где-то мы в африканскую народную игру играем, где-то французский танец танцуем – получается развитие темы. Можем делать поделки, рисовать (и даже красками), клеить, лепить, если это встроено в сюжет.
А персонажи у нас как у всех, плюс какие-то оригинальные.
– Какие?
Мэрри Поппинс, морскую вечеринку хотим сделать про настоящих мореплавателей, путешественников, может быть, по мотивам «Кон-Тики». В разработке дни рождения по сюжетам приключенческих книг. А весной мы придумали экологическую вечеринку для девочки. Мама, позвонила нам со словами: «Мы не любим никаких героев, я не знаю что делать». Когда стали выяснять, узнали, что девочка любит читать «Красную книгу», изучать что-то о животных. И мы придумали экологическую вечеринку – крутили глобус, путешествовали по планете, рассматривали, кто где живет, кто нуждается в спасении, какие виды занесены в «Красную книгу».
Мы всегда готовы придумать что-то, чтобы ребенку было интереснее. Кто-то любит динозавров – хорошо. Сыщики – отлично. Это важно, потому что когда ребенку нравится что-то научное, а ему привели Человека-паука, ни он, ни Человек-паук не знают, что делать вместе.
Автор: Субботина Юлия
Фото: личный архив Александры Шараповой, фото с занятий клуба «