6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth info instagram list-alt login mailru more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

От рождения до года: что переживают мама и малыш?

21 октября 2019 3313

Мама – в этом коротком слове заложено так много. С момента ожидания ребенка до его первых шагов именно мама переживает всю гамму эмоций, которые доступны человеку. Между ней и малышом возникает удивительная связь. Время от рождения до года называют самым трудным, но оно и самое волшебное. О том, что ждет молодых мам, рассказывает психолог, директор садика «Чудо Радуга» и мама Наталья Валерьевна Вишнева.

 
 

Вы узнали, что ждете малыша. С этого момента все мысли крутятся вокруг него. Как происходит, что из маленькой клеточки вырастает целый человек? Можно прочитать тысячи книг, защитить диссертацию по анатомии и антропологии, но когда это начинает происходить в реальном времени и с вами – ум отказывается верить. Это чудо! Впрочем, одновременно вдохновляющее и пробирающее до дрожи. «Он еще не родился, а я уже всего поначиталась, на курсы подготовки к родам с ним ходила, всем советам внимала, «приданое» потихоньку готовила, и все-таки было страшновато... И за него и за себя», – вспоминает Наталья Валерьевна Вишнева собственный опыт. Но вот вы выходите из роддома с крохотным кулечком счастья. Что дальше?

Ребенок уже не часть мамы, он совсем другой, будто с соседней планеты. У малыша еще нет навыков коммуникации, только мама может научить его общаться с миром. Как понять друг друга? «Придется полагаться на чувства. А чувствует ребенок пока гораздо точнее. Как зеркало отражает настроение: мама раздражена – он не может уснуть, волнуется – и он с ней», – комментирует Наталья Валерьевна. Происходит что-то удивительное – чтобы понять малыша, мама прислушивается к себе и учится доверять другим.

 
 

Ребенок чутко чувствует руки, которые его держат. Если человек, даже очень добрый, неловок и неуверен – сразу к маме. Чтобы малыш смог расслабиться и уснуть не только в ее руках, мама вселяет уверенность в близких – папу, дедушку, бабушку и друзей, которые помогают с ребенком. И дело тут не только в помощи, очень важно, чтобы малыш как можно раньше понял, что в мире есть люди, которым можно доверять, и начал открыто улыбаться с первых секунд не только маме.

Для мамы нет ничего прекраснее очаровательной улыбки малыша, а для него – ее добрых черт и нежного голоса. «Мамин голос лучше любой музыки, и не важно, что она говорит, пусть говорит все время: нежно, эмоционально, ярко и в то же время спокойно, уверенно, – подчеркивает Наталья Валерьевна. – Пока звучит мамин голос, малыш согласен терпеть многое: даже одевание на прогулку и другие непонятные ему процедуры. Вокруг много других голосов, хорошо, когда они веселые, очень страшно, когда они гневные, раздраженные, но страшней всего, когда вокруг тишина: люди есть и они молчат». Поэтому пусть мамы не обращают внимание на комментарии «знающих», мол не стоит с ребенком разговаривать умилительным тоном. Голос мамы рассказывает малышу о мире больше, чем зрение. Он еще не знает слов и едва осознает, где находится и что ему делать. О том, что место, куда он попал, принесет радость, рассказывает добрый голос мамы, который не умолкает ни на секунду.

 
 

Пройдет полгода, и малыш сам отправится исследовать мир маленькими ползками, а затем шагами. К слову об этом, первые шаги – настоящее испытание для родителей. Ведь кроха будет падать, набивать синяки, а мамам и папам придется утирать слезы, но давать свободу действий. Иначе как научиться? «Здесь важна даже такая, казалось бы, мелочь – как вы поддерживаете ребенка, начинающего ходить. Вы даете ему держаться за ваш палец, руку или вы своей рукой крепко держите его за запястье, руку. В последнем случае, остается ощущение, что от собственных усилий ребенка зависит не так уж много», – отмечает Наталья Валерьевна. После первых шишек ребенок научится управлять своим телом, и вот тогда уже родителям предстоит проявить осторожность, ведь его любимой игрой станут прятки, и вовсе не те, что вы подумали. Прятать придется все самое опасное и хрупкое, что есть в доме, – научившись ходить, малыш становится невероятно шустрым. От него ничего не утаишь!

За первыми шагами и первые разговоры. Со стороны диалоги мамы и ребенка могут показаться форменным сумасшествием. Малыш говорит «агу» и ждет, что мама повторит его финт – и так по кругу: сидят друг напротив друга, смотрят в глаза и повторяют «агу-агу-агу». Беспокоиться о том, что ребенок не говорит полные слова не стоит, у всех всё по-разному. «Главное, чтобы малыш понял, что звуки нужны для общения, и его звуки тоже очень важные, раз их повторяет мама», – комментирует Наталья Валерьевна. Спустя какое-то время ребенок начнет повторять не только звуки, но и полноценные слова. Тогда и начнется самое интересное – эра подражания.

 
 

«Телефон, мамин фен, ручка, ложка и кастрюли, да мало ли вокруг тем для “пародий”. Малыш еще не осознает истинного назначения предметов, но уже точно копирует действия с ними. Этим просто нельзя не воспользоваться, – отмечает Наталья Валерьевна. – Самое время учить пользоваться ложкой и даже карандашом, пробовать различные движения под музыку и стихи, разучивать двигательные игры. Главное делать это самому с удовольствием и малыш тут же начинает все повторять». И вот нехитрым способом эра подражания сменяется эрой развития.

Все малыши, даже самые спокойные, склонны к любопытству. Поэтому и обучать их легко в раннем возрасте, если учитель, будь то мама или уже педагог, демонстрирует интерес ребенку. «Если обучение строится правильно до трех лет и сопровождается радостью, у ребенка навсегда заводится “познавательный моторчик”. И он уже не может его выключить, даже если с ним не занимаются специально. Он впитывает как губка всё новое», – говорит Наталья Валерьевна. Главное, этот «моторчик» завести и не давать ему угаснуть. По словам Натальи Валерьевны, психолога по образованию, а также педагога и директора садика, на этом принципе она строила развивающие занятия для своего ребенка дома и для своих воспитанников в садике «Чудо Радуга».

 
 

Ребята приходят в садик, как домой. Здесь их ждут собственный шкафчик с одеждой, любимые игрушки в игровой, друзья, с которыми они делят стол в буфетной или отдыхают на соседних кроватях во время сончаса. Каждый день малыши узнают что-то новое на развивающих уроках, но, стоит отметить, никакого подражания школе и муштрования учеников садик не поддерживает. «Каждое занятие, как маленький спектакль, на котором мы с ребенком удивляемся, восторгаемся, огорчаемся, радуемся», – комментирует Наталья Валерьевна.

«Чудо Радуга» придерживается комплексного подхода к воспитанию и ориентируется на программу развития Леонида Абрамовича Венгера. Педагоги и воспитатели занимаются с малышами в направлении физического, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического роста. Дети учатся думать, взаимодействовать с людьми, понимать свои эмоции, использовать физические способности и проявлять творчество. Растут не по годам и радуют мам! 

А что еще нужно после года надежд, переживаний и открытий? Улыбка довольного и смышленого малыша.

 
Секрет успеха детского праздника Интервью с педагогом Тамарой Бессоновой из Монтессори детского сада «Мастерская знаек»