Рассказываем о том, как договориться с ребенком и приучить к ответственности не только за свое здоровье.
В то время, когда детские сады и центры развития закрыты на карантин. Если вы как добросовестный родитель, не желаете подвергать здоровье своего ребенка опасности, и соблюдаете карантин, то, полагаем, что ребенок на время забыл про одну из своих главных радостей – это прогулка во дворе. Действительно несправедливо, когда одни дети гуляют на площадке, а другим остаётся смотреть на это с балкона. Но вирус есть вирус: никто не застрахован, поэтому лучше соблюдать рекомендации и оставаться дома. О том, как объяснить ребёнку, почему другие семьи этого не делают, рассказывает психолог Светлана Филяева.
Вопрос: Как отвечать на вопрос ребенка, почему одни дети гуляют (видит их в окно), а нам нельзя?
Ответ: Важно понять, какие чувства ребёнка и родителя стоят за этим вопросом. Его озвучивают многие мамы и папы. Они говорят о гневе, печали, растерянности, ощущении беспомощности и сомнениях — сейчас мы все находимся в ситуации, где нет верного ответа. Приходится брать много ответственности на себя, взвешивать все за и против, принимать решение, от которого зависит благополучие — своё и семьи.
⠀
Поэтому вполне понятно, что ответ на вопрос о прогулке может вызвать затруднение у взрослого. А ещё постоянная тревога провоцирует повышенный уровень агрессии в отношении действий окружающих, и в итоге эмоциональное напряжение мешает сосредоточиться, оценить происходящее и осознать свою точку зрения.
Теперь поговорим о ребёнке, его чувствах и мыслях. Когда вы поймёте, какие эмоции и потребности стоят за его поведением, реагировать станет гораздо проще.⠀
1. Это может быть обида — на родителей, на непонятную ситуацию, когда нужно быть дома, а ты хочешь на улицу. Если это обида — поговорите о ней и о своих чувствах, о том, что взрослым тоже может быть сейчас обидно, страшно, тревожно, но если вы будете держаться вместе, то обязательно справитесь.
⠀
2. Это может быть гнев на маму в рамках уже имеющегося дома конфликта — из-за уроков, уборки, времени сна, домашних обязанностей и так далее. Подумайте в таком случае, легко ли вам договариваться с ребёнком и не становится ли вопрос манипуляцией с его стороны, желанием продолжить спор и борьбу за власть с вами?
⠀
3. Это может быть любопытство и интерес: есть вероятность, что у ребёнка мало информации о происходящем, о вирусе, о лечении и о том, что происходит с детьми и взрослыми в других странах. Не избегайте разговора с детьми: избегание провоцирует страх, тревогу, гнев.
4. Варианты реакции взрослого могут отличаться. Хочется обратить внимание на то, что автору письма не хватает уверенности, решительности, а может быть, и слов, чтобы поговорить с ребенком о том, что люди могут принимать разные решения, и мы не всегда соглашаемся с мнением других. Важно, чтобы дети участвовали в таком разговоре, слышали вашу точку зрения, и могли высказаться сами.
И посоветую книгу, которая поможет поговорить на эту тему с ребенком: «Детская энциклопедия. Что такое коронавирус?» с иллюстрациями от создателя книг про Груффало.
Автор: Gala Tea
Фото: GoodFon.ru