Гендерные позиции — тема привлекательная и интересная. В современной России из различных стереотипов, установок, оценочных суждений по поводу «нормального» поведения мужчин и женщин намешан целый винегрет. Все сильнее развивается движение эмансипации, все громче слышны голоса приверженцев феминизма. Однако каковы представления современных особ женского пола о прекрасной половине человечества, качествах, которыми они должны обладать и жизненных целях, которые можно считать «адекватными»? Показывают исследования.
В целом традиционные гендерные стереотипы («Типично мужской образ — это набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку») схожи у очень многих культур. Это объясняется тем, что некогда каждый народ проходил стадию, когда женщины работали в доме, а мужчины — за его пределами. Исходя из этого сформировались образы типично мужских и женских обязанностей и через процесс воспитания, запоминания и воспроизведения детьми поведенческих установок родителей, они кочевали до наших времен. В экономически развитых странах, когда былое разделение труда изменило свою специфику и женщины также стали активно развиваться за пределами домашнего очага, гендерно-ролевая идеология стала более либеральной (убеждения, связанные с «нормальным» поведением мужчин и женщин).
Интересны также другие исследования. Они утверждают, что сегодня молодая российская женщина имеет традиционное понимание того, какими качествами и характеристиками должны обладать М и Ж. Однако личные цели девушек и их поведение зачастую расходятся с данными установками, потому что на самом деле подобный гендерный «базис» — часть культуры, и юные особы не до конца идентифицируют свою жизнь с подобным «естественным» знанием.
Кроме того, выявлено, что современная российская женщина уделяет большое значение семье. Большое, но не подавляющее. Также она имеет цель получить образование, построить карьеру, иметь собственный бизнес, честно прожить свою жизнь, завести надежных друзей и т.д. Отмечается влияние возраста. Множество россиянок уделяют внимание этому социально-ориентированному аспекту (карьера, друзья, соц. реализация) в молодости, после 35 лет же на первое место выходят семейные ценности. К тому же, как отмечают исследования, вероятность достижения тех или иных жизненных целей у российских женщин заметно ниже, чем уровень их первичных надежд, которые проявляются в молодом возрасте.
Исследователи разделили российских женщин на 4 категории в зависимости от количества целей, которые они имеют:
««Домашние женщины». Данный тип ориентирован на воспитание хороших детей, наличие надежных друзей, на честно прожитую жизнь, уважение окружающих.
«Труженицы». Женщины этого типа сохраняют те же цели, что и «домашние женщины», но плюс ко всему ориентированы также на интересную и престижную работу, возможность заниматься любимым делом, на хорошее образование.
«Карьеристки». Женщины данного типа имеют самый широкий спектр жизненных устремлений. К этому типу относятся те женщины, которые плюс к жизненным целям предыдущих типов либо уже имеют, либо уверены, что им по силам иметь собственный бизнес, сделать карьеру, побывать в разных странах мира, попасть в определенный круг людей.
«Отчаявшиеся». Включает в себя женщин, которые по своим стремлениям очень близки к «домашним женщинам», но считают, что не смогут реализовать в своей жизни характерные для этой группы жизненные цели и прежде всего, создать счастливую семью, воспитать хороших детей и т.п».
В соотношении с опрошенными женщинами, процентное количество приверженцев каждой категории таково: «домашние женщины» - 41%; «труженицы»- 36%; «карьеристки» - 16%, «отчаявшиеся» - 7%.
То, что многие женщины чувствуют себя дискриминированными по полу (и это далеко небезосновательно), вписывается в ту концепцию, о которой говорят приведенные выше исследования. Россияне в значительной мере подвержены влиянию гендерных стереотипов, что во многих случаях мешает адекватному общению, совместной работе, эффективной и продуктивной деятельности. При всем при том, женщины своим желанием реализоваться в социальной среде не ведут себя агрессивно и не пытаются занять место мужчины. Напротив, они до сих пор поддерживают ценности семьи и дома, отмечают в типичном образе женщины фемининные качества (нежность, податливость, зависимость), просто кроме того они имеют возможность всестороннего развития, чем не воспользоваться — грех.
Автор: Марина Гринберг
В качестве основного источника информации использовалась научная статья О.В. Стасенко «Содержание гендерных стереотипов в сознании российских женщин».