26 мая в Екатеринбурге будет представлен театрально-танцевальный спектакль «Carmen P.S.», автором и идейным вдохновителем которого выступила Ляйсан Утяшева. Это авторское переосмысление истории о цыганке Кармен, написанной Проспером Мериме, и в каком-то смысле ее продолжение. Как выглядит современная роковая прелестница? В данном материале мы постараемся ответить на этом вопрос.
Имя Кармен давно стало нарицательным. Ее реинкарнаций за 177 лет на сцене было немало. Почему во все времена в нее так отчаянно влюбляются? В чем секрет? Почему ее страсть столь губительна? Ответов на эти вопросы не существует — они риторические. В самой героине бессмертного произведения слились стремительный дух современности и неторопливое течение вечности. Пока существует мир в его привычном виде, в нем всегда будут женщины, заставляющие мужчин познать всепоглощающее чувство любви. Но любви как наказания, не знающей границ морали и превращающей сердце в труху. Ее сила не в том, что она вульгарна и беспринципна, а в том, что она женственна, таинственна и притягательна. Поэтому каждой женщине хочется хотя бы ненадолго примерить на себя черты Кармен. В сущности ее образ давно отдалился от литературной первоосновы.
Значение имени «Карменсита» (благословенная Мадонна горы Кармель) никак не совпадает с образом чистой и непорочной девы. «Родитель» знаменитой цыганки Мериме сам говорит, что «сильно сомневается в чистокровности сеньориты Кармен». Он не сразу угадывает породу встреченной им красотки. Андалусийка? Мавританка? Может даже еврейка? Или она вообще не имеет отношения к определенному этносу? Даже после того, как Кармен сама называет себя цыганкой, повествователь продолжает сомневаться («для цыганки она слишком красива»). На самом деле французский писатель не далеко ушел от реализма. Для того чтобы это понять, достаточно вспомнить отношение героев новеллы к центральному персонажу. Никто из них, кроме влюбленного Хосе, не видит в Кармен ничего особенного. Для них она просто маргиналка, с детства зарабатывающая на жизнь обманом, с легкостью соблазняющая мужчин и не задумывающаяся о последствиях.
Должно быть, существуют два типа гениального образа. Один — когда создается нечто штучное, невозможное к дальнейшему воспроизведению. Другой — когда созданное, напротив, превращается в некий универсальный архетип на все времена. Мериме намеренно создал главных героев, которые принадлежат к двум разным народам, разным мирам и представляют противоположные мировоззренческие позиции. Хосе, как представитель традиционного патриархального баскского общества, мог полюбить только раз и навсегда и требовал от возлюбленной полного подчинения. Кармен же являла собой воплощение свободолюбивого цыганского духа и любовь не была для неё чем-то вечным и неизменным. Счастливое замужество? Искренние и взаимные чувства? Это для нее непозволительная роскошь. Ей надо, чтобы ее любили, желали, добивались… А любить самой — уж как получится. Кармен не питает иллюзий, а знает, что в мире женщине можно выжить единственно играя на низменных страстях мужчин. Что она ловко и делает! И не готова отступать, даже осознавая неминуемую беду.
Без тайны нет любви. Тайна Кармен — это тайна каждой женщины. Это тайна любви. И это тайна цыганского народа, так интересовавшего Мериме. Изучая его автор и хотел разгадать вопрос: любовь — это свобода или рабство? Тайна, разгадать которую может каждый человек только для себя. Весь фокус в потребности и способности любить. Любить тайну, неизвестное. Выражение «сильная и свободная любовь» сейчас чаще понимается не как свобода любить, а как свобода от любви, как отношения без любви, или даже имитация любви. Таковы плоды сексуальной революции. Новелла 1845 года как раз о другом. О радости и полноте жизни, о ее трагизме и парадоксальности. Но без тоскливой морали. И без не менее тоскливого аморализма. Мериме думает о естественном праве на свободу, а не о рабстве права собственности на чувства другого человека. Права собственности на человека. Другими словами, о естественном праве на свою любовь, а не на любовь к себе. Свободному человеку трудно не влюбиться. Свобода без любви, зачем она?
Кармен часто рисуется воображению поэтов и художников с цветком акации, своим непременным атрибутом. Символика акации в эзотерическом предании древних египтян (а Мериме приводит легендарную версию о египетском происхождении цыган) и в христианском искусстве выражает одухотворенность и бессмертие. Алхимический закон «Хирам», символизируемый акацией, гласит: «Каждый должен знать, как умереть, чтобы жить в вечности».
Современные Кармен обладают самым ходовым товаром всех времен и народов — красотой! И, более того, сумасшедшей сексуальной привлекательностью. Их секрет в раскрепощении. Они принимают себя такими, какие есть. И поэтому на 100% удовлетворены своей внешностью. Это помогает избавиться от комплексов и почувствовать всю прелесть собственной сексуальности. Любая дама может примерить на себя образ Кармен. Но не забудьте вовремя выйти из образа, иначе и закончите, как она. Или вы думаете, что-то в этом мире сильно изменилось за два века?
Новости на нашем сайте Gorpom.ru в твоей ленте и в телефоне! Подписывайтесь на нас в социальной сети ВКонтакте,