eye-open balloon-active id="icon-balloon-hover">balloon-hover balloon
a a a a a a a

«Нужно всегда ждать, что тебе повезет, при этом работая на износ»: Максим Свобода рассказал, как нелегко быть музыкантом

22 сентября 2020 10237 2

В прошедшую пятницу отгремел фестиваль Ural Music Night. Музыканты разъехались, организаторы выдохнули, а пресса опубликовала репортажи и яркие фотографии с этого события. Но у нашего портала осталось ещё кое-что интересное для вас. Перед началом выступления мы успели встретиться и побеседовать с хедлайнером Ночи музыки 2020, популярным исполнителем Максимом Свобода.

Ты далеко не первый раз приезжаешь в Екатеринбург. Какие у тебя сложились впечатления о нашем городе за все визиты? 

Да, мы раз десятый уже тут выступаем с концертами. Сходить мы везде успели. Я, правда, не все ваши названия знаю. Катались по реке, забирались на смотровые площадки. Из достопримечательностей могу выделить Ельцин-центр. И, самое главное, мы в Сысерть много раз ездили и продолжаем ездить. Это у вас городок такой рядышком, откуда Кристина Кошелева родом. Там тоже прекрасные места, леса, кратеры. Очень всем советую.

Люди в вашем городе такие свободные, волевые. Это сразу заметно. Очень любят музыку. Мы у вас, наверное, собираем больше всех поклонников из всех регионов России, если не брать в расчет Москву и Питер. Поэтому очень любим Екатеринбург и так часто приезжаем с концертами. 

Ночь музыки для тебя чем-то отличается от других фестивалей, на которых ты выступал с командой? В чем его особенность?

Ночь музыки - обширный фестиваль, не локальный. Он охватывает весь город. За продолжительное время успевают выступить большое количеством приглашенных артистов. Его трудно сравнивать с какими-то выездными фестивалями, поскольку он прямо внутри города. Это совершенно другая механика. Нечто похожее у нас во Владивостоке проходит очень много лет. Называется V-Rox. Это тот фестиваль, с которого мы начинали свою музыкальную карьеру. Поэтому мне близок формат Ural Music Night. Естественно, он отличается от выездных, где на поле все играют и пьют пиво. 

А организацию фестиваля как оцениваешь?

Будучи когда-то организатором концертов и массовых мероприятий, оцениваю ее достаточно хорошо. Не было никогда никаких казусов. Ребята работают отлично. На износ.

Люди очень долго сидели на карантине. И у вас с командой тоже не было концертов. Чем ты занимался в это время? Продуктивно работал или наоборот отдыхал?

Отдыхал я летом. А на карантине мы занимались единственно возможным делом - писали альбом. Он готов. У Кристины Кошелевой вышел альбом, называется «Альбом для рисования». Обязательно послушайте, если кто-то не слушал. Помимо музыки много спал, кушал и играл в Sony Plаystation (смеется).

Во время жестких ограничений стало популярным проводить онлайн выступления. И вы c Кристиной проводили такой концерт. Расскажи про этот опыт.

Да, мы практиковали этот формат. Сделали один большой онлайн концерт. Очень дорогой, с сильным продакшеном, с отличным светом, звуком и картинкой в 360 градусов. Безумно устали пока его делали. Поняли, что это не стоит таких усилий. Потому что в онлайн с вашего телефона ничего не передается, так как должно быть. 

Ещё сделали серию домашних концертов. И вот это намного лучше заходит зрителю, легче в исполнении и, вообще, приятней работать в таком формате. Но, наверное, я бы поостерегся делать в дальнейшем такие онлайн выступления. Меня это угнетает.

Почему угнетает? 

Потому, что народ у нас в России не готов платить за онлайн концерты. Вообще не готов платить за цифровую информацию: ни за музыку, ни за книги или фильмы, ни, тем более, за концерты. Соответственно, я не готов это делать. Потому что, когда ты делаешь большой концерт в онлайн - это большие деньги на продакшн. И нам он вылился в очень большую сумму и никак не окупился. 

На сайте мы установили цену за доступ в 250 рублей. Народ гневался. Люди считали, что все должно быть бесплатно. Поэтому это исключительно спонсорская история. Если, например, крупные сотовые компании оплачивают продакшн и показывают это бесплатно, как они и делают на телевидении, то тогда это работает, как реклама.

Если бы нашлись спонсоры и предложили бы еще раз сделать такой концерт. Согласился бы?

Не горю желанием.

Не чувствуешь эмоциональную отдачу от зрителя? Многие музыканты жаловались, что не хватает аплодисментов. Через интернет не слышишь, как люди тебе подпевают. 

Это тоже в какой-то степени. Но, то что в онлайн не подпевают и не хлопают, ничего страшного. Мы же не только за аплодисментами приходим. Мы приходим делать то, что мы умеем - играть музыку. А это довольно сложная работа. И именно это никуда не девается в онлайн концерте.

Много успел концертов отыграть после снятия запретов?

После карантина концертов мы провели мало. Наверное и десяти не досчитать.

Перед встречей с тобой я была на пресс-конференции с другими хедлайнерами Ночи музыки. Там солист группы «The Hatters» говорил, что в первый концерт после карантина безумно переживал, поскольку отвык от выхода на сцену. Какие у тебя были эмоции перед долгожданным живым выступлением? 

Да, никаких. У нас и раньше были длительные затишья. Ничего страшного. Мы же не всю жизнь играем по 10 концертов в месяц. Такие же ощущения как и раньше, когда не было выступлений.

Ты упомянул, что тебе очень хорошо удалось отдохнуть летом. Расскажи как?

О, летом да. Я чудесно отдохнул. Уехал домой, во Владивосток, к папе. Он живет рядом с морем. Вдали от людей. Там я провел два месяца. Потом приехала Кристина, и мы еще на месяц там остались. Шикарно. Очень мне понравилось. Дел нет никаких, концертов нет, музыку писать не надо. И я мастерил из дерева скамейки для дома. Боюсь, меня в это затягивает. Наверное надо уходить во что-нибудь более спокойно. Например, огородом заняться.

Планируешь уйти из музыки?

Нет, совсем уйти, конечно, не планирую. Но усталость присутствует, да.

Можно же просто взять перерыв на какой-то определенный срок, хорошенько отдохнуть и перезагрузиться.

Наверняка, я так и сделаю. Я подумаю об этом (смеется). Сложность заключается не в самой музыки, а в том, что за ней стоит: организация, деньги, постоянно с кем-то общаться, договариваться. Именно от этого я и устал.

В самом шоу-бизнесе разочаровался?

Шоу-бизнес вообще отвратительное место, ужасное. И лучше бы из него, конечно, выйти.

Ты уже пять лет живешь в Москве. Изменила она тебя? Сделала своим?

В Москве нет таких. Меняются просто чужие касты. Какая-то чужая каста превалирует в этот год. В следующий год входит другая каста и начинает превалировать. Но в Москве нет никаких «своих». И никогда не было. Это всё заблуждение. 

Не думаю, что она меня сильно изменила. Просто сделала счастливее в каких-то моментах. Много столица мне дала разных возможностей и людей. Нет, людей не много дала, зато важных. Так, что я благодарен Москве за это очень сильно.

Если бы тогда проект «Песни» не случился в твоей жизни, что бы было с карьерой музыканта? Стал бы дальше пробиваться? Пошел бы на второй сезон, например?

Но, он же случился (улыбается). Я просто никогда об этом не думал и, если честно, не хочу. Не знаю, что было бы. Бессмысленно об этом рассуждать. Но, слава богу, что всё случилось! Я просто знал, что когда-то стану известным музыкантом. Так и произошло. 

До сих пор общаешься с участниками проекта?

Конечно! Со всеми девчонками (смеется).

А из команды, кто делал это шоу или продюсерами?

С некоторым людьми из команды общаюсь. Там же человек сто было. Но, чтобы так плотно - нет. С продюсерами, конечно, нет. С ними и во время проекта никто не общался. Ну, может пару минут. Но никто там не дружил. И слава богу. Просто поработали чуть-чуть вместе и хватит. 

Я читала твое интервью после проекта. Ты говорил, что в 27 хотел стать популярным музыкантом. Эта мечта сбылась и появилась другая - собрать Олимпийский к 30 годам. Как думаешь сбудется?

Да, но боюсь придется подвинуть эти сроки. Ну, ничего страшного. Первую цель я тоже двигал раза три, до 27 (смеется). Сейчас подвинем, наверное, до 32 (задумывается). Там может быть ещё до 35 (опять задумывается). Да, я думаю в 35 лет! Такое флексибилити.

Помимо этого ещё ставишь подобные большие цели перед собой?

Более мирские: спокойствие, дом, семья. Я конечно этого хочу. Да, все этого хотят. А помимо музыки никаких глобальных целей, конечно, нет. Я просто больше ничего не умею делать (улыбается).

Дом и семью, где хочешь создавать? У себя на родине или в Москве?

Это не важно. Конечно лучше у себя на родине. Если мне дадут выбирать, то я бы, конечно, выбрал Владивосток. Но тут много факторов. Посмотрим.

По Владивостоку скучаешь, когда на гастролях?

Наоборот по гастролям и по концертам скучаю. Именно по самим выступлениям, а не по тому, как это нужно организовывать. Просто хочу выйти на сцену и спеть. По тому, что «до» и «после», совершенно не скучаю. 

По городу своему больше не тоскую. Тоскую по родителям, по друзьям, которые там остались, по каким-то определенным местам, по морю. По Владивостоку, если его олицетворять, то нет. Мне кажется у нас с моим городом что-то не получилось. Мы с ним не сошлись во взглядах и во взаимной любви. Я его любил, а он меня нет (смеется).

Ну как же, ты как-то в интервью говорил, что Владивосток - это самый лучший город на земле!

Это действительно самый лучший город земли, но мы ни разу там не выступили. Единственный раз я туда доехал с туром по России. Мы везде собирали большое количество человек. А там мы собрали только клуб. То есть это ни три тысячи, ни две, и даже ни тысяча человек. Один только раз я собрал во Владивостоке три тысячи человек, когда сразу после шоу «Песни» приехал с бесплатным концертом. 

Это же было в День Молодежи?

Да, кстати, я это мероприятие раньше организовывал. И вот я приехал, так скажем, отдать долги. Да, с Владивостоком как-то у нас не получилось, к сожалению.

Как думаешь из-за чего это вышло?

Это же портовый город. Там суровые, честные, открытые люди. Там народ привык всё говорить в лицо, не лицемерить. Он совершенно не понимает любые проявления московского пафоса. И слава богу! Это правильно, так и надо делать! Нет, меня там не стали хейтить из-за того, что я переехал в Москву. Просто ни разу никуда не позвали выступить. Ни на День города, ни на какую-то другую большую площадку. И очень я расстроен по этому поводу. Зато десять раз подряд позвали «Зверей» или «Би-2». 

Вот значит как? А земляка, который достиг значительных успехов в музыке игнорируют?

Нет-нет. В своем Отечестве героев нет (смеется)!

Раз уж заговорили о других исполнителях. Кого-то выделяешь из современных музыкантов?

Если, говорить о новичках, то наверно никакого (задумался). Я бы даже себя не выделил и Кристину тоже. Всё это, на мой взгляд, сыро. Вся сцена, которая сейчас есть - это всё сыро и плохо. Но есть музыканты, которые играют хорошую музыку. Но они не делают популярную музыку для народа. А делают её для себя. Должен же всегда быть баланс. Чтобы музыка, которую ты делаешь для себя, была и для народа понятна. И в тоже время это не должен быть ширпотреб. Это очень сложно. Как мне кажется, так сейчас никто не может.

Хорошо. А если взять того, кто уже давно на сцене? Кто нравится? Может с кем-то бы хотел сделать коллаборацию?

Коллаборацию точно я ни с кем не хочу никогда больше делать! Это тоже ужасающий процесс. Что касается опытных исполнителей, как бы меня периодически не расстраивала Земфира, по-прежнему считаю, что она делает классно. Я очень давно хотел попасть на её концерт. Однажды мы пересеклись в Дубае, на каком-то корпоративе. И её выступление, так скажем, было «на отстаньте». Но, потом, например, через полгода она выходит к людям на большой фестиваль. И видно, что она готовится. А на этом концерте меня нет. Я смотрю это всё на видео и думаю: «Ну, вот ты же можешь делать круто!» И, на мой взгляд, она продолжает делать музыку лучше всех в этой стране. Это достойно уважения. Понятно, что не все всегда могут держаться на высоком уровне. Но она задает планку и такую, что ее не достичь (задумался).

Ещё кого-то можешь отметить?

Антон Беляев делает прекрасную музыку. Она просто огонь! Правда, он, наверное это сам понимает, что пора уже на русские песни переходить. Но он реально один из лучших музыкантов в стране.

Из зарубежных артистов, кто-то есть привлекательный для тебя?

Я до сих пор жду альбом Woodkid. Это очень популярный французский исполнитель. Надеюсь, что когда он приедет, я схожу на его концерт. Он уже выпустил два трека, но меня пока они не радуют. 

Ты ещё говорил, что хотел бы делать песни, которые будут популярны через поколения. Как группа «Кино», например. Те песни, которые у тебя сейчас есть, могут быть популярны спустя много лет?

Я так и пытаюсь, но это очень сложно. Пока у меня нет таких песен, даже те, которые успешно выстрелили, «Воздух на сигареты», например. Это всё не то. Песни должны же быть о чём-то. Они должны быть о вечном, о главном. Должны затрагивать душу каждого, кто их слушает. А это очень сложная наука. Именно наука. Не уверен, что можно такое вывезти на таланте. Но посмотрим.

Следующий альбом будет близок к этой науке?

Конечно он не будет музыкой на века. Но будет отличаться тем, что в нем будет больше именно моей музыки. То, есть как я и говорил ранее, про две грани: с одной стороны, та музыка, которую хочет играть артист, с другой её лёгкое восприятие аудиторией (маркетинговая сторона). Вот этой маркетинговой стороны, там будет намного меньше. Поэтому, я думаю, это будет не очень успешный альбом (смеется). В нем будет много музыки, а народ её сейчас не очень воспринимает. Я имею ввиду какую-то сложную аранжировку, музыкальную составляющую. Не биты! Это дилетантский подход к делу. Когда люди просто вставляют четыре каких-то бита и всё.

Но тебе же как-то Фадеев давал совет: «Пиши музыку проще».

Да, он всё верно сказал. И на трех аккордах можно сыграть музыку. Так проще. Трудно объяснить. Я не к тому, что нужно играть замудрённый математический рок. Но аранжировку можно сделать музыкальную, а можно и посредственную. Если ты сделал посредственность, то это не музыка. А если музыкальную аранжировку, то получается именно та музыка, о которой я говорю. Но это всё субъективно.

Ты не раз говорил, что на зарубежную сцену не стал бы прорываться. Петь на иностранном тоже бы не стал. А на международный конкурс «Евровидение» поехал бы? Там же можно и на родном языке спеть.

На этом конкурсе я бы и на английском спел. Ничего страшного. Туда бы конечно хотел поехать. Это же «Евровидение». Здесь ты защищаешь страну. А на зарубежный рынок действительно по-прежнему не хочу. Ну, куда мне. Для меня лично это слишком амбициозно.

То есть планируешь как-нибудь подать заявку на Евровидение?

Нет, конечно (смеется). Если уж меня позовут, то пойду. А целенаправленно заявку я подавать не собираюсь.

Сейчас на телевидении очень много разных проектов, где участвуют знаменитости. Тебя куда-то звали?

Вроде бы нет.

Хотел бы?

Нет (смеется). На «Форт Боярд» может быть и хотел бы. Но там тяжело. Но ради интереса попробовал бы.

На интервью каверзные, которые сейчас так популярны на Youtube, тоже не звали?

Нет, никогда.

Если бы позвали, не побоялся бы пойти? Там же любят нарыть всякий компромат или подробно расспросить про личную жизнь.

Ну, а что у меня спрашивать плохого? Я бы не побоялся. На меня ничего рыть. Насчет личной жизни, не то, чтобы мне есть, что скрывать, но много говорить про нее я бы не стал. Не вижу в этом никакого смысла. Что тут интересного? Она у всех одинаковая.

Есть у твоей группы какой-то ритуал перед выходом на сцену или примета?

Приметы нет. А так стандартная тема. Встали обнялись кругом и пошли. Хотя, последние концертов десять, уже даже и не обнимаемся. Просто выходим и выступаем. Ритуал есть, например, не пить перед концертом (смеется). Потому что это очень плохо. Ещё важно, чтобы на месте всё стояло. В целом нет никаких особенностей. Просто, когда ты это очень много делаешь, у тебя даже самый простой ритуал перестает быть необходимостью.

Да, и сейчас, наверное, у тебя уже нет такого волнения перед концертами по прошествии лет?

Сначала, когда я только начинал, то очень волновался. Первые концертов сто мне тяжело давались. Была большая боязнь сцены. Сейчас стало полегче. Ну, вот мы полгода не выступали. Я вышел и меня сильно потряхивало первые три песни (задумался). Да, всё-таки, возвращается этот страх, когда долго не выступаешь. Неуверенность. Боязнь, что ты что-то забудешь или не сыграешь. Просто, когда ты едешь и играешь подряд шесть концертов, то на шестой просто уже выкатываешься без сил.

Можешь вспомнить такой случай, когда что-то забыл или что-то не включилось?

Да у нас, почему-то, это всегда происходит (смеется). Ну, во-первых, я всегда забываю тексты. Но это ничего страшного. Во-вторых, часто бывает, что что-то работает не так. У нас же много аппаратуры. Возьмем, например, тот же онлайн концерт, который мы делали с Кристиной. Мы всё играли вживую. Это сразу транслируется в прямом эфире. Тогда что-то случилось, и у нас в наушниках вылетел звук. Полтора часа мы играли со звуком, который выключался. Это было фантастически трудно. До сих пор не понимаю, как мы с ребятами доиграли до конца. И никто из зрителей этого не заметил. 

Да, такое часто бывает. Но мы как-то умудряемся справляться. У кого-то бывает и так, наверное, что вообще всё ломается. Но такого у нас никогда не было. Слава богу! Проносило. Тьфу-тьфу-тьфу!

Надеюсь сегодня у твоей команды всё пройдет нормально. Будем держать за вас кулачки!

Да, я всегда держу кулачки. Это не помогает. Поверь мне! (смеется)

Кстати, если бы у тебя была возможность пойти на Ural Music Night в качестве зрителя, какую бы площадку выбрал?

У меня итак она будет. Кристина и я отдельно выступаем. Поэтому я сначала её послушаю, а потом сам поиграю и спою. На какую-то определенную площадку целенаправленно бы не пошел. Погулял бы по всем, чтобы иметь представление о фестивале.

Из тех, кто в этом году выступает, кто-то интересен?

Лиза Ёлка, например. У неё хорошие музыканты, звукорежиссеры, техники. Мы работали с ними вместе. Поэтому на неё бы пошел посмотреть и поддержать. Интересно, что они сейчас играют, и как это звучит. Думаю, что хорошо. 

Знаю, что Крис хочет на группу «Хлеб». Но на нее мы не успеем.

Исходя из личного опыта, можешь дать несколько советом начинающим музыкантам?

Совет один - не занимайтесь музыкой (смеется )! Его может понять только тот, кто долго занимается музыкой. Когда в какой-то момент приходит осознание, как это всё сложно. И что, лучше вообще было бы не начинать. Если ты физически и душевно можешь ей не заниматься, то не надо. Если у тебя есть хоть что-то, что ты можешь делать ещё помимо музыки, хоть небольшая тяга к чему-то другому, лучше выбрать другой вид деятельности. 

Но, если у тебя нет выбора, что печально, тогда попробуй. Но это будет ужасный путь ненависти и страданий. Сначала потому, что это тяжело. Ты никому не нужен. Никогда. Ты начнешь заниматься музыкой в 12 лет и, либо ты всю жизнь некому не будешь нужен, либо до 25 лет или 30 лет. Нужны силы, чтобы это прожить. Это всё время надо на мышце тянуть. Надо постоянно верить. Не унывать. И это очень сложно. 

После этапа, когда ты стал хоть кому-то нужен, начинаются другие мытарства. Это отвратительная работа, в которой нет никогда никакой стабильности. И все тебе это подтвердят. 

Дело же в везении в основном. Нам тоже повезло. Ты должен всегда ждать, когда тебе повезет, при этом работать на износ. Даже, если ты будешь работать лучше всех, всё равно нужно, чтобы тебе повезло. Три раза подряд! 

Да, даже, если бы я дошел до той ступеньки, с которой ты не скатываешься, я бы всё равно говорил, что лучше не заниматься музыкой. Мне кажется, если задать этот вопрос, например, Ване Дорну, то он бы тоже так сказал. 

Раз уж ты заговорил, про другие сферы деятельности. Хотел бы ещё себя где-то попробовать? Кино, например?

Ну, у меня то уже выбора нет (улыбается)! Кино? Не думаю, что я к этому способен. Но это отдельная тема. Тоже очень сложная. У меня есть много знакомых актеров, которые скажут, какая это трудная профессия. Ничего не делается по щелчку пальцев. Возможно актер, ещё хуже, чем музыкант. Тут ты ещё больше никому не нужен. В этой сфере сильнее размыты рамки, критерии прохода кастингов. Всё постоянно меняется. Я вообще не понимаю, как они там выживают, эти актеры (смеется). Чтобы быть актером, у тебя личность должна быть какого-то определенного склада.

Ну, вообще, если у тебя всё получается, это конечно здорово. Да, и я бы наверно с удовольствием снялся в каком-нибудь фильме.

Если бы была такая возможность в каком бы снялся? Вот сказали бы, выбирай любой.

Ну, тогда бы лучше в сериале. Они сейчас популярны.

Какой, например? «Викинги»?

Да, «Викинги» классный, очень классный (задумался). Да нет, конечно, какой-нибудь русский комедийный сериал на ТНТ. Какой именно, не знаю. Никогда об этом не задумывался. Если бы предложили, то 100% бы принял участие. Но мне не предложат (смеется).

А ведущим хотел бы поработать?

Ведущим тоже было бы здорово. Мне вообще нравится любое проявление телевизора, кинематографа, театра, саундтреки к играм или фильмам. Вся эта развлекательная индустрия мне очень близка. Я до сих пор уверен, что в ней бы я пригодился и пригожусь ещё. 

Продюсированием бы тоже занялся?

И это тоже может быть. Но это всё такие мечты. Это то, что тебе приснилось вчера. Или мне приснится завтра. 

Но мечты же сбываются! Как у тебя с «Песнями» когда-то. 

Идти надо поступательно. Я сейчас чуть-чуть продюсирую. Вот и посмотрим, что из этого получится (улыбается). 

Мы благодарим Максима за то, что уделил нам время и за безумно увлекательную беседу. Наша редакция желает ему больших творческих успехов в абсолютно любой сфере, за которую бы он не взялся!

Автор: Брянцева Елена

Фотографии предоставлены организаторами фестиваля Ночь музыки и фан-клубом музыканта.

Новости Gorpom.ru в твоей ленте и в телефоне! Подписывайтесь на наши аккаунты в социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Instagram

Аэропорт Кольцово вошел в топ-5 самых красивых аэропортов России Певица Настя Кудри заявила о завершении музыкальной карьеры