Загляните мне в душу!
«Людям не всегда нужны советы. Иногда им нужна рука, которая поддержит. Ухо, которое выслушает и сердце, которое поймет», - считала шведская писательница С. Лагерлеф. Часто ли мы можем добиться этого от возлюбленных, родителей, друзей? Да и даже если можем, кто на 100% подтвердит нам, что мы поступаем и живем правильно, наша позиция верная, а взгляды не расходятся с действительностью? Только магистр человеческой души. На вопросы, как связана головная боль с нашим внутренним миром, почему люди пьют и что самое страшное в сеансах психотерапии ответила психолог Ольга Вертинская.
Объясните вот что. В Европе и Америке большинство людей ходит на сеансы психотерапии постоянно, большую часть своей жизни, а в России это как-то не принято. Не сказать, что нам здесь живется легче, поэтому у нас меньше внутренних проблем. Тогда почему русские в основном даже не рассматривают вопроса о том, чтобы сходить к специалисту, когда им плохо, больно, они не могут разобраться в себе или испытывают проблемы во взаимодействии с окружающим миром?
Например, многие приравнивают такие понятия, как психолог и психиатр, и часто не знают, к кому и с какой проблемой они должны обращаться. Психиатр – человек с медицинским образованием, и его клиенты - люди, имеющими психические расстройства. Он – врач, а значит ставит диагноз, назначает лечение (обычно включающее медикаменты и психотерапию).
Тогда какова его в общении с человеком? Уж наверняка обязанности включают в себя что-то еще, кроме как быть «жилеткой» для слез.
Многие ожидают от психолога «волшебной таблетки» - он что-то должен посоветовать (или загипнотизировать) и проблема улетучится. На деле так бывает крайне редко.
Если речь идет о краткосрочной терапии, когда работа происходит в рамках одной проблемы, то психолог помогает клиенту расширить видение ситуации, обнаружить ранее незамеченные ресурсы, увидеть и проработать некоторые внутренние препятствия, которые могут мешать в каком-то деле.
Долгосрочная же терапия часто затрагивает глубинные слои психики, и изменения происходят не в одной сфере, а, можно сказать, во всей жизни человека. Кстати, всем психологам и психотерапевтам рекомендуется личная долгосрочная терапия, чтобы не получилось решение собственных проблем за счет клиента.
Конечно, ведь психологи тоже люди. Получается, что такие сеансы каждому необходимы?
Бесполезно посещать психолога, если человек этого категорически не хочет делать. Здесь важно самому внутренне созреть. Конечно, бывают клиенты (обычно это мужчины, которых направили жены), которые не думали о посещении психолога, но после консультации или двух поменяли свое мнение.
Однозначно рекомендовать работу с психологом могу только при регулярном (связанным с работой) и остром стрессе, например, при утрате (близкого человека, работы, положения в обществе, жилья и т.д.).
Большинство людей с этим справляются самостоятельно, но если есть страх, что сильный стресс может перерасти в депрессию или подорвать здоровье, то лучше воспользоваться дополнительной помощью.
Кстати, о здоровье. Расскажите пожалуйста о таком явлении, как психосоматика. Правда ли, что физические болезни (в том числе герпес, аллергия, насморк) есть следствие нашего психического состояния?
Психосоматика действительно занимается изучением влияния психики на соматические (телесные) заболевания. Какая-то нерешенная психологическая проблема может проявлять себя через тело, особенно часто психосоматические проявления бывают у тех людей, которые отрицают психический мир или не обращают на него должного внимания, считая его недостаточно важным. Самые частые причины обращений – это панические атаки, головные боли и проблемы в сексуальной сфере с неясной этимологией (причиной), а также хронические заболевания.
Однако полагаться только на психотерапевта было бы неверно. Лучше всего подходить к ним комплексно, наблюдаясь у врача и посещая психотерапию.
То есть в конечном счете работа психолога направлена на…?
Если говорить о конечной цели, то на улучшение качества жизни. А вообще ничего не может быть страшнее, чем столкновение с самим собой и своими чувствами. Постепенно, когда установится доверительный контакт с психологом, и клиент почувствует, что его принимают, даже когда он такой несовершенный, это делать становится легче.
А как правильно искать такого специалиста, с которым будет комфортно устанавливать этот самый контакт?
Полагаю, что выбрать такого можно лишь путем проб и ошибок. Помимо психологического образования стоит обратить внимание на список вопросов, с которыми работает человек. Универсалов среди психологов нет. Часто они указывают направление, в котором практикуются, тогда можно ознакомиться с их принципами, чтобы знать, что ожидать от консультаций. Ну а подходит ли вам он личностно или нет, вы можете понять после первой встречи.
В большинстве случаев клиенты находят психологов через рекомендации, но если у вас нет знакомых с удачным опытом обращения к специалисту, можно поискать на психологических порталах, каким является, например, b17, где можно увидеть необходимую информацию о человеке, ознакомиться с его статьями (если они есть), т.е. составить предварительное впечатление.
Название «b17» смахивает на какой-то алкогольный коктейль… Кстати, можно получить ответ на очень банальный бытовой вопрос? У каждого из нас есть какая-то зависимость (в алкоголе, сигаретах, еде). Как от нее избавиться и почему она вообще возникает?
Алкогольная и наркотическая зависимость – это заболевание, а значит, одной психотерапевтической помощью здесь не обойтись. Снятие абстинентного синдрома или кодирование тоже часто не помогают, если не решены проблемы, из-за которых человек и попал в зависимость.
На мой взгляд, это неуклюжая попытка справиться с какой-то внутренней проблемой. От нее можно попробовать убежать в другую реальность (наркотики), ее можно заесть (еда), можно ее «выключить» (напившись до бессознательного состояния), но эта проблема не перестанет объективно существовать. Ее поиск и решение лучше всего делать со специалистом.
Надо ли идти к психологу рассказала Марина Гринберг.