В Екатеринбурге представили работы живописца, сценографа и монументалиста Александра Пантелеева, который благодаря своему индивидуальному подчерку стал одним из самых загадочным художником Советского Союза.
В Большом выставочном зале «Эрмитаж-Урала» собрали 79 живописных произведений художника из собраний Вологодской картинной галереи, Башкирского художественного музея им. М.В. Нестерова и Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
«Этого художника мы открыли в 2021 году благодаря конференции по советскому искусству. Многих из нас захватила визуальная мощь, которую мы увидели на слайдах презентации. В распоряжении нашего музея только семь произведений Александра Пантелеева, поэтому без помощи наших коллег мы не смогли бы представить творчество этого автора», – рассказывает директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.
Экспозиция позволит посетителям познакомиться с разными периодами творчества автора. В зале можно увидеть лирические пейзажи Южного Урала, с которых начиналась карьера художника, индустриальные пейзажи, картины из «Театрального цикла», полотна созданные после поездок в Узбекистан, Италию и Кубу, умиротворенные виды вологодской деревни, футуристические изображения роботов цикла «Чин непредвидения».
Александр Пантелеев родился в 1932 году. Значительную часть своей творческой жизни он провел в Уфе. Художник начинал карьеру с создания эскизов декораций для Башкирского театра оперы и балета и Республиканского русского драматического театра. Полученный опыт в театре сказался на его дальнейшем творчестве - картины мастера наполняет ассоциативность и метафоричность, язык гипербол, символов и иносказаний, что сделало его одним из самых загадочных живописцев в СССР.
После знакомства с произведениями Пикассо Александр Пантелеев вместо традиций импрессионизма стал использовать для создания картин монументальный стиль. Почти всю жизнь он прожил на Урале, поэтому очень любил фабрики и заводы. Его восхищала индустриальная мощь. Однако, создав целую индустриальную серию, в середине 60-х он столкнулся с оборотной стороной прогресса и начал цикл работ, в которых поднимает тему экологии. Так на картинах появляются рыбы, напоминающие ржавый металл.
Особое место в его в творчестве занимает тема роботов и машин, которых он вписывает в иконную традицию. В картинах из этой серии («Смерть робота», «Влюбленные роботы», «Индустриальная муза», «Распятие роботов») в роботах прослеживаются человеческие очертания, тем самым автор хотел показать, что машины очеловечиваются, а человек наоборот становится бездушной машиной.
Ретроспективная персональная выставка «Deus ex machina» (перевод с латыни — «Бог из машины») будет доступна для посетителей до 20 апреля в большом выставочном зале Центра «Эрмитаж-Урал» на Вайнера, 11.
Фото: Елена Брянцева.