Екатеринбургский музей изобразительных искусств и московский Центр визуальной культуры Béton продолжают ежегодную традицию сотрудничества. Очередная экспозиция расскажет уральцам об удивительном и еще малоизученом феномене — экспериментальной и абстрактной арт-фотографией.
Всего в экспозиции будет представлена 51 работа шести фотографов из собрания Центра визуальной культуры Béton. Основа экспозиции - работы двух пионеров экспериментальной фотографии — ленинградца Валентина Самарина и свердловчанина Евгения Малахина ( более известного под псевдонимом Б.У. Кашкин). Их объединял дух творческого бунтарства, стремление возвести фотографию в ранг изобразительного искусства и освободить её от каких-либо ограничений. В экспериментальной фотографии они ценили непредсказуемость результата, неповторимость итоговых снимков.
Малахин снимал пейзажи, портреты своих друзей, обнажённых девушек, а затем варил плёнку, растворяя запечатлённые образы в тумане расплавленной эмульсии. Поэтичные чёрно-белые фотографии нередко становились иллюстрациями к его самиздатовским сборникам стихов и основами для ассамбляжей.
Валентин Самарин вдохновлялся, в первую очередь, экспрессией танца: основу его творческого наследия составляет балетная тема, преображённая при проявке с помощью наложения негативов, воздействия температуры на пленку, соляризации, светописи, окрашивания пигментами и других техник.
Менее известны работы ленинградца Николая Матрёнина. Его сравнивают с представителями абстрактного экспрессионизма Джексоном Поллоком: как и прославленный американский живописец, он работал с большими форматами и создавал беспредметные композиции, произвольно наливая и разбрызгивая проявитель на пленку, покрывая её краской и клейкой лентой.
Выставка «Абстракционизм в фотоискусстве» (16+) будет представлена в залах Екатеринбургского музея изобразительных искусств с 31 августа по 20 октября 2024 года.