Вчера, 11 апреля, в Екатеринбурге состоялось открытие выставки цифрового искусства в рамках фестиваля Play Digitalart. Гостям мероприятия представили 30 работ молодых и профессиональных художников. Наша редакция побывала на этой выставке и готова рассказать о самых интересных объектах.
Главной темой Play Digital Art в этом году стало «О.сознание». Как пояснили кураторы выставки, это процесс, связанный с обнулением, возникновением чего-либо нового в обмен на отказ от старого. Выставочные залы разделили на миры, подобно уровням в компьютерной игре. Благодаря этому посетители смогут прочувствовать атмосферу виртуальной реальности.
Работы художников были отобраны из 300 заявок. Среди маститых мастеров Аристарх Чернышев. На выставке он представляет три проекта. В своих произведениях он использует скульптуру и дополненную реальность. В работе "Personal Information Organism" художник демонстрирует возможности слияния технологий с биологическими процессами, благодаря которым человек будущего сможет обеспечить себе комфорт и безопасность.
Другая его инсталляция "Без цвета, без вкуса, без запаха" показывает один из возможных сценариев, при котором социальные сети будут предоставлять еще и физическое распространение различных товаров и услуг. Одна из них обновление операционной системы человека, что является утопической моделью функционирования организма.
Третья работа "Метапоребление" посвящена экологической проблеме. На экране можно увидеть, сколько мусора человек создаёт за 2 недели. Своим проектом художник призывает граждан осознанно подходить к покупкам вещей, от которых потом остаётся большое количество упаковки, загрязняющей окружающую среду.
К проблеме экологии обратилась и другая участница выставки Ирина Вилкина. Её видеоарт "Небесное сито" показывает насколько загрязнен воздух в индустриальном городе. Для создания графического и звукового образа "небесного сита" были использованы данные семи датчиков, собранные в ходе двух месяцев для разных районов Екатеринбурга. Они включают в себя содержание твердых частиц и показатели влажности, давления и температуры.
Реалии современного мира показал Алексей Крылов в серии фотографий "The Delivery Man". Её главный герой, доставщик еды. Его можно легко узнать по жёлтому плащу и огромному квадратному рюкзаку. На снимках представлены разные труднодоступные объекты, символизирующие удобство услуги - доставку в наше время можно заказать куда угодно. Однако, люди не замечают восторга от комфортного потребления, которое стало зависимостью.
"Прогулка в магазин в неудачную погоду уже вызывает дискомфорт. Комфортное время ожидания за последние годы сократилось в несколько раз. Мы не замечаем восторг от получения чего-либо, зато замечаем ярко выраженное недовольство, если ожидание не оправдало себя. Каждое из этих мест имеет реальный адрес, куда можно заказать доставку. Достаточно одного клика, чтобы получить в это место все, что угодно", - поясняет художник.
В выставочных залах есть много интерактивных объектов, с которыми можно взаимодействовать. К примеру, инсталляция и веб-арт "Дневник искусственного созерцания" от автора под псевдонимом Yayo. Работа представляет собой веб-сайт дневниковых записей, где изображение и аудио, погружают зрителя в условия созерцания. Благодаря этому пользователь переключает внимание от беспорядочного потока негативной информации, на ощущение себя в искусственно приятном пространстве с помощью цвета и звука. На этом сайте время движется медленнее, пропадают все лишние раздражители, человек остается один на один с собой и своими чувствами.
В 2024 году мы все чаще сталкиваемся с таким новым явлением как "цифровая одежда", которое практикуется и в модных домах, и у обычных людей. Поэтому на выставке вы можете примерить виртуальную одежду. С помощью приложения в телефоне, можно "надеть" цифровые платье, юбку, брюки, худи или костюм, изображение в виртуальных вещах выводится на большой экран. Необычную технологию создали цифровой дизайнер и художник Sasha Vix совместно с порталом ЯПокупаю.
Ещё одну оригинальную интерактивную инсталляцию в виде компьютерной игры "Аппарат для связи с потусторонним" создали Владимир Свистунов и Василиса Ковалева. Объект представляет собой таинственный ритуал гадания в игровой форме, в котором необходимо провести точку по лабиринту, меняя положение стен, чтобы достичь цели и получить ответ на свой вопрос. В игре три уровня, каждый из которых сделает ваше предсказание яснее. В конце будет показана фигура и её название, которая и будет ответом на ваш вопрос.