10 апреля в Центре «Эрмитаж-Урал» открывается выставка известного немецкого художника под названием «Альбрехт Дюрер — гений Северного Возрождения». Жители и гости города смогут увидеть гравюры и рисунки мастера, а также произведения его учителей, последователей и учеников.
Гравюры Дюрера впервые покажут за пределами Государственного Эрмитажа. Художественное наследие Альбрехта Дюрера охватывает почти 100 картин, около 1000 акварелей и рисунков, более 100 гравюр на металле, примерно 350 ксилографий и более 400 книжных иллюстраций. Немецкий мастер поднял гравюру на новый уровень, придав ей невиданную степень художественной свободы. В Санкт-Петербурге выставка работ Дюрера стала самой востребованной у публики.
«Мы привезли реплику одной из самых удачных и посещаемых эрмитажных выставок. Я помню последний день перед её закрытием — в зале была толпа, пристально рассматривавшая гравюры при помощи лупы. В Екатеринбурге зрители увидят знаменитейшие циклы, о которых будет рассказано на лекциях», — подчеркнул генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
Экспозиция разделена на несколько разделов, в которых отражены особенности творческого метода Дюрера, его подход к разработке традиционных тем и решению абсолютно новых для немецких художников задач. Раздел «Начало. Учителя и истоки» расскажет о мастерах, ставших для Дюрера учителями и ориентирами. Это немецкие художники Михаэль Вольгемут и Мартин Шонгауэр, а также итальянец Андреа Мантенья. Благодаря гравюрам последнего Дюрер открывал для себя Ренессанс.
В следующий раздел вошли наиболее востребованные современниками Дюрера графические циклы. Серия гравюр «Апокалипсис» стала настоящим прорывом в творчестве мастера. Для своих работ он выбирает большой размер, чтобы зритель смог лучше разглядеть все детали и погрузиться в атмосферу сюжета. Цикл «Жизнь Марии» расскажет историю Богоматери, основанную на множестве апокрифических источников. «Страсти Христовы» представлены в нескольких сериях. и «Страсти Христовы», представленные в нескольких сериях. Обращаясь к популярным сюжетам, Дюрер предлагает новые художественные решения, которые впоследствии стали каноническими.
Одной из наиболее любопытных работ автора является гравюра - «Носорог», ей посвящён отдельный блог, который рассказывает о том, как художественный образ порой оказывается сильнее реальной действительности. Дюрер изобразил носорога, но при этом ни разу вживую не видел это животное. Он создал гравюру по описанию, которое однажды попала к нему. В нём говорилось, что носорог подвижный зверь, злейший враг слона и обладает панцирем, как черепаха. Так на гравюре Дюрера носорог закован в латы, имеет рог на спине и чешуйчатые ноги. Несмотря на анатомические неточности, работа являлась до середины XVIII века образцом для изображения животного как в художественной сфере, так и в научной литературе.
На выставке также можно увидеть предметы декоративно-прикладного искусства — витражи, деревянные рельефы и камеи, выполненные по произведениям великого художника. Экспозицию дополняют точные копии, заимствования и переосмысления дюреровских работ, созданные в разные века. К примеру, можно полюбоваться на необычайной красоты часы с музыкальным механизмом в виде пирамидки. Сам циферблат расположился на спине у того самого носорога с гравюры Дюрера. Изделие выполнено из золоченной бронзы, серебра, стекла, страз и жемчуга. Его автором является Джеймс Кокс.
Последний раздел выставки — «Под знаком Дюрера» — будет посвящен влиянию мастера на искусство XVI — начала XX века. В него также войдут произведения, где главным героем становится сам художник.
Выставка «Альбрехт Дюрер — гений Северного Возрождения» будет представлена в Центре «Эрмитаж-Урал»: в двух частях. Первая часть пройдёт с 10 апреля по 23 июня, вторую часть можно посетить с 26 июня по 15 сентября.
«Графика очень чувствительна к свету — показывать гравюры и рисунки можно очень непродолжительное время. Поэтому выставку ждёт обязательная ротация: в конце июня одни листы на экспозиции сменят другие, и посетители смогут увидеть существенно обновлённый проект. Вместе с этим такая ротация позволит представить вниманию зрителя все важнейшие произведения Альбрехта Дюрера», - пояснили в музее.