Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Пермская государственная художественная галерея запустила совместный масштабный проект «Пермское посольство». Он предполагает включение самых знаковых произведений русского и западноевропейского искусства из коллекции галереи в постоянные экспозиции музея.
Проект рассчитан на весь 2024 год, но анонсирующая часть Посольства уже открылась в центре «Эрмитаж-Урал» с зала, где представлены работы Якоба Йорданса и его школы. Теперь здесь можно увидеть сразу три работы великого фламандца, что является редкостью для любого музея.
Первая – «Павел и Варнава в Листре» (около 1645, ПГХГ). В Россию картина попадает в составе знаменитой коллекции графа Г. фон Брюля, приобретённой Екатериной II в 1768 году. Сюжет взят из «Деяний апостолов» (14, 7-17). В городе Листра Павел и Варнава произносят христианскую проповедь, во время которой выздоровел хромой. Свидетели чуда принимают апостолов за богов Зевса и Гермеса. Событие представлено в выразительных группах персонажей. Торжественная холодная группа служителей культа и вакхическая стихия толпы с одной стороны; и робкая надежда, воодушевление первых уверовавших - с другой. Йорданс неоднократно обращался к этому сюжету, варьируя композицию и детали изображения. Пермская картина наиболее близка картине из Академии художеств в Вене.
Картина «Пир короля» (начало 1660-х) приобретена Пермской художественной галереей в 1945 году в семье Бенуа (г. Ленинград). На полотне изображение традиционного фламандского застолья в ежегодно отмечаемый 6 января день «трех королей», или «трех волхвов», пришедших по евангельской легенде поклониться младенцу Христу. Гостям подавали пирог с запеченным в нем бобом. Нашедший боб провозглашался «королем» праздника. Он выбирал «королеву» и «свиту»: «шута», «камергера» и т.д. В коронах из золотой бумаги «король» и «королева» руководили праздником. Йорданс был не первым, кто обратился к теме - «бобового короля». Однако, именно он был первым, кто использовал бытовой сюжет в крупнофигурной картине.
«Пир» Йорданса пользовался огромной популярностью, и его мастерская выполнила целую серию вариантов этого сюжета. На полотне представлен самый веселый и шумный момент застолья, когда разгоряченные участники праздничной пирушки поднимают бокалы с криками «Король пьёт!». Непосредственно, ничего не приукрашивая и не смягчая, изображает художник грубоватую, полную выразительных деталей сцену безудержного веселья, где в вольной и радостной праздничной стихии бушует широкая и жизнелюбивая душа фламандцев.
В полотне «Мелеагр и Аталанта» (1617-1620, ЕМИИ) Йорданс обращается к античному сюжету о возлюбленных, участвовавших в Калидонской охоте. Как и в предыдущих случаях, этот сюжет Йорданс писал неоднократно. Здесь представлены так любимые им простонародные типы. В 2013 году во время реставрации картины в авторском красочном слое была обнаружена подпись художника, что стало настоящей сенсацией – ведь до этого момента работу считали лишь ученическим повторением известного полотна на тот же сюжет, хранящегося в Королевском музее Антверпена.
Вместе все три полотна знакомят с тремя периодами творчества Йорданса и демонстрируют важнейшие для него сюжеты – фольклорный, мифологический и религиозный.
Основная часть проекта «Пермское посольство» откроется совсем скоро – в январе 2024 года, причем сразу в двух зданиях музея: в постоянной экспозции западноевропйеского (Центр «Эрмитаж-Урал») и русского (Главное здание ЕМИИ) искусства.
Новости на нашем сайте Gorpom.ru в твоей ленте и в телефоне! Подписывайтесь на нас в социальной сети ВКонтакте.