Музей изобразительных искусств представляет посетителям обновленную постоянную экспозицию на втором этаже своего Главного здания, которая сейчас называется «Отечественное искусство XX века» и включает в себя девяносто два произведения.
Новая экспозиция начинается с залов русского авангарда. Здесь представлена живопись художников-новаторов 1910-х годов всех ведущих направлений русского авангарда – неопримитивизма, сезаннизма, кубофутуризма, абстрактного экспрессионизма, супрематизма, конструктивизма, обжективизма. В экспозиции можно увидеть произведения Казимира Малевича, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Александра Родченко и многих других.
Следующий зал посвящен советскому искусству 1920-х — начала 1930-х годов, когда художники искали новые формы выражения революционных изменений в стране и связанных с ними собственных ощущений. Многообразие различных творческих объединений и группировок, существовавших в 1920-е годы, и используемых ими художественных приемов продемонстрируют произведения Кузьмы Петрова-Водкина, Ильи Машкова, Ольги Малютиной, Александра Лабаса, Петра Покаржевского, Сергея Герасимова, Исаака Трембовлера.
Дальнейшее развитие советского искусства можно наблюдать в залах 1930-х — 1940-х годов, когда основным методом создания художественных произведений, продиктованным официальными идеологами и насаждаемым тоталитарным сталинским режимом, стал социалистический реализм. Самыми характерными работами здесь являются тематические картины Юрия Пименова, Владимира Апостоли, Георгия Ряжского.
Большим событием для музея стала возможность экспонирования уникального произведения — масштабного майоликового панно «Праздник» (1939. Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина. Фаянс; роспись полихромная подглазурная, золочение) Исидора Григорьевича Фрих-Хара (1893–1978), которое ранее никогда не выставлялось. Панно размером 317,0х220,2х24,5 см состоит из 49 массивных деталей, соединенных в композицию, посвященную первым выборам в Верховный Совет СССР, проведенным на основе сталинской Конституции 1936 года. Это событие состоялось 12 декабря 1937 года и было объявлено всенародным праздником. Фрих-Хар показал в своем произведении, как проходили эти выборы в Киргизии. Произведение поступило в собрание музея в 1946 году, а его активное участие в крупных всесоюзных и республиканских выставках конца 1930-х – начала 1940-х годов привело к значительным повреждениям. Панно требовало масштабной реставрации, которая длилась несколько лет и была завершена в 2023 году.
В зале искусства второй половины 1950–х — 1960-х годов можно увидеть те перемены, которые появились в этот период как в образном, так и в формальном решении произведений советских художников.
Следующая часть экспозиции посвящена искусству 1970-х — начала 1980-х годов. В период брежневского застоя культурный климат страны меняется — возникает ощущение разочарования и безысходности. Так называемые «официальные художники» продолжают писать картины в традиционных формах достоверного жизнеописания, однако нарастает и другая тенденция, представители которой ищут способы опосредованного истолкования своих впечатлений и переживаний.
Новая экспозиция заканчивается искусством второй половины 1980-х — начала 1990-х годов, когда с наступлением перестройки были сняты все запреты на формальные и стилистические поиски, неофициальные художники впервые свободно выставлялись наравне с официальными, где картины в стилистике абстракционизма, соц-арта, сюрреализма соседствовали с работами реалистов. В 1991 году произошел распад СССР и завершился советский период российской истории, а отечественное изобразительное искусство постепенно стало преодолевать свою изолированность и зависимость от политических установок власти.
Новая постоянная экспозиция «Отечественное искусство XX века» (6+) представлена в Главном здании Екатеринбургского музея изобразительных искусств со среды по воскресенье с 11:00 до 19:00.
Новости на нашем сайте Gorpom.ru в твоей ленте и в телефоне! Подписывайтесь на нас в социальной сети ВКонтакте.