eye-open balloon-active id="icon-balloon-hover">balloon-hover balloon
a a a a a a a

Перфомансы с глубоким смыслом: репортаж с биеннале в цирке

15 октября 2021 1745

На этой неделе наша редакция посетила ещё одну площадку Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбургском цирке. Мы посмотрели необычные инсталляции в сопровождении медиатора, завораживающие перфомансы на арене цирка и даже поднялись под самый его купол. 

Первый перфоманс Оли Кройтор под названием «Exit from the Gallows» начинался ещё со входа в здание. В гардеробе внимание к себе сразу привлёк старый радиоприёмник, откуда доносились звуки знаменитой мелодии, часто используемой в цирковых представлениях - отрывок из военного марша «Вход гладиаторов» чешского композитора Юлиуса Фучика. Эту же музыку мы услышим и позже, в самом перфомансе.

Войдя в зал, мы оказались в полутьме, а прожектора освещали только арену цирка, на которой находились три перфомера в нарядах из красной ткани. Они долго стояли без движения, ожидая, пока все зрители займут свои места. Затем каждый артист начинает двигаться к трибунам в разных направлениях, и, медленно преодолевая ряд за рядом, изящно переступая через сидения, взбирается всё выше и выше. Осветительные приборы создают огромные тени артистов на стене, что усиливает атмосферу таинственности всего происходящего. За перфомерами тянутся длинные шарфы. Когда все трое добрались до последнего яруса и уселись в кресла, они потихоньку скручивают полоски широкой ткани, и зрители, к своей неожиданности, видят, что под шарфами все это время лежала спящая девушка. Она одета в костюм телесного цвета, поэтому кажется, что она обнажена.

1 /

Затем появляется человек в черном костюме и шляпе-котелке и пристёгивает девушку к специальной веревке для акробатических трюков. Её поднимают вверх, и она оказывается висящей вниз головой. После этого выходит ещё один мужчина в черном костюм, и они вместе раскачивают её из стороны в сторону. Затем оба исчезают с поля зрения, и вот уже девушка раскачивается сама, но всё также не подавая признаков сознания. Её поднимают ещё выше, на уровень большого экрана, где транслируют изображение цирковых трибун. После картинка сменяется, и вот мы уже видим лестничный пролёт в здании цирка. Камера спускается вниз в фойе, затем к  гардеробной, где и стоял тот старый радиоприёмник, и мы снова слышим отрывок из военного марша «Вход гладиаторов».

Чтобы понять, что хотел сказать своим перфомансом автор, необходимо прочитать аннотацию. Дело в том, что Оля Кройтер, создала этот спектакль, размышляя на тему дрессировщиков и того, что ими движет. Она пришла к выводу, что дрессировщик живёт в каждом человеке и корректирует поведение других людей, согласно общепринятым понятиям. Но у каждого зрителя после просмотра представления сформируются свои мысли, чувства и впечатления от увиденного. 

1 /

После первого перфоманса медиатор провел для гостей мероприятия экскурсию по арт-объектам, которые расположились на втором этаже цирка. Каждый из них по-своему привлекателен и загадочен, поэтому необходимо внимательно слушать экскурсовода или читать описание к арт-объекту. Например, здесь есть инсталляция Шейлы Крамерич «Опасная работа». Она включает в себя четыре больших изделия вязанных крючком в виде ажурных домашних салфеточек. Своей работой автор хотела обратить внимание на женский ручной труд, который превращается в социальное рабство.

Не менее интересная инсталляция «Светлые песни» - это произведение сразу трёх авторов Марии Мориной, Кати Соколовской и Марины Карповой. Инсталляция включает в себя скульптурную группу из отдельных частей тела яркого цвета. Для музыкального оформления специально было написано либретто в жанре документальной поэзии. Оно состоит из частных и публичных сообщений, а также глаголов, используемых президентом России в своей речи к народу. Не смотря на то, что оперная певица исполняет композицию на русском, её звучание напоминает итальянский язык. 

В фойе ещё много разных объектов, о которых мы не будем рассказывать, поскольку их стоит увидеть и изучить самим.

1 /

В отличие от первого перфоманса, второй - «Инверсия будущего», проходил при полном освещении зала. На страховочном мате в центре арены лежала обездвиженная девушка, пристёгнутая к тросу. Сначала её подняли высоко над трибунами, а затем вернули на место. Когда актриса пришла в сознание её снова начинают тянуть вверх против её воли. Девушка отчаянно сопротивляется, от чего громко бьётся телом о страховочный мат. Время от времени зрители слышат голос оперной певицы.

Авторы представления Ширан Элиасеров и Амир Шпильман хотели, чтобы присутствующие задумались о неизбежности физических переживаний и вечной хрупкости человека. В основе перфоманса лежит антиутопическая точка зрения на концепцию адаптации к существующим реалиям, которая приобретает все большее значение в нашей культуре.

1 /

Кроме того, в рамках биеннале организаторы мероприятия совместно с администрацией цирка предоставили представителям СМИ уникальную возможность - побывать под самым купол. Сначала мы взобрались на крышу, а оттуда по железной лестнице в три яруса поднялись под белую конструкцию в форме полусферы. Перед этим нас проинструктировали, что подниматься нужно очень осторожно, а спускаться только спиной вперёд. Оказавшись под куполом, мы разглядели его вблизи, обошли вокруг и увидели потрясающие виды вечернего Екатеринбурга. Кстати, в самом центре полусферического сооружения, размещена ещё одна инсталляция под названием «Чудо-яицо», которую сделал болгарский художник Антон Стоянов. Этот арт-объект имеет зеркальную поверхность и крутится вокруг своей оси, создавая при этом движущиеся узоры на поверхности купола, а также игру света и теней. Помимо этого у инсталляции есть фоновое оформление - из динамиков доносится музыка, напоминающая загадочные звуки космоса. 

1 /

Автор и фото: Елена Брянцева

Новости Gorpom.ru в твоей ленте и в телефоне! Подписывайтесь на наши аккаунты в социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Instagram.

Популярная певица оценит навыки танцора из Екатеринбурга В городе появился арт-объект из переработанного мусора