В прошедшее воскресенье наша редакция побывала на одной из площадок Уральской индустриальной биеннале - в здании бывшего кинотеатра «Салют». Мы готовы поделиться с вами своими впечатлениями о выставке и рассказать о самом увлекательном.
Если прийти в определённое время, указанное в программе, то у посетителей есть возможность познакомиться с объектами в сопровождении медиатора. Медиатор - это не просто экскурсовод, а посредник между автором произведения современного искусства и гостем биеннале. Его задача не просто рассказать о работе, но и вовлечь присутствующих в активное обсуждение. Нам тоже посчастливилось пройти по площадке в сопровождении медиатора.
При входе в кинотеатр посетителей сразу же встречает первый объект в виде огромной черной сферы с подсветкой, которая выглядит довольно устрашающе. Ощущение тревожности добавляет фоновое музыкальное сопровождение - из объекта доносятся пугающие звуки, как в фильмах ужасов. Медиатор рассказала нам, что это работа шведской художницы Ларисы Самсур под названием «Памятник утраченному времени». Она исследует социальные ритуалы взаимодействия и общения по средствам изучения астрономии и научной фантастики. Эта инсталляция является главным героем короткометражного фильма «In Vitro», который показывают в одном из кинозалов. В переводе на русский название означает «В пробирке». Картина также носит мрачный характер, снята в черно-белом цвете и повествует о периоде пост апокалипсиса. Экскурсовод посоветовала нам посмотреть сам фильм, а затем вернуться к инсталляции, понаблюдать за своими ощущениями и впечатлениями, которые она производит, и сравнить их с теми, что были перед просмотром.
Ещё одним причудливым объектом является работа двух художниц под названием «Империя Пелиш». Пелиш - это румынский средневековый замок. Он был был разрушен войнами и другими катаклизмами. Его реконструкция пришлась на девятнадцатый век и реализовывалась с помощью старых записей путешественников, вспоминающих, как выглядел замок. Из-за этого его восстановили неправильно. В отреставрированном замке прослеживается нагромождение различных стилей, которые не могли существовать в одно время. Тем не менее сооружение существует до сих пор, и его можно посетить в качестве туриста. Художницы вдохновились этой историей и своей работой хотели показать, что желание соответствовать какой-то определенной идее не всегда возможно из-за времени или технической составляющей. Поэтому объект имеет необычную форму, напоминающую толи деталь от большой непонятной конструкции, толи корень упавшего старого дерева. Он сделан из природных материалов и изначально вызывает недоумение своим местонахождением в здании кинотеатра.
В одном из помещений посетители могут оценить работу шведского художника Руно Лагомарсино «America Amnesia». Это название нанесено на стену мелким шрифтом и повторяется бесконечное количество раз, заполняя собой всё пространство комнаты, что создаёт ощущение ряби в глазах. Использовав в качестве приёма наложение буквы А в конце и начале этих двух слов, мастер добивается непрерывного единства. Лагомарсино одновременно связывает и разделяет слова, которые носят глубокий смысл, ведь автор намекает на забытую историю Америки.
В рамках биеннале бренд Avgvst представил коллекцию ситцевых фартуков с нашивкой искусственных минералов, которые образуют форму пятна. Работа получила название «Пятна борща» и посвящена большой ювелирной мистификации СССР - «драгоценным» рубинам. Искусственные минералы, производили на заводах в советский период и они становились украшением для большинства дам. Также специально к Уральской индустриальной биеннале компания выпустила выпустила серию ювелирных изделий с тем же названием.
Помимо презентаций объектов художников, инсталляций и показов короткометражных фильмов, на площадке бывшего кинотеатра «Салют» проходят различные перфомансы. Например, во время экскурсии можно заметить группу людей с большим ведром попкорна. Они передвигаются по площадке и периодически останавливаются то у окна, то у лестнице или какого-нибудь объекта и начинают громко аплодировать. Также любой желающий может присесть на стул, надеть наушники и стать участником другого, звукового перфоманса - «Секретные истории. Страхи и надежды», где люди делятся своими ощущениями от самоизоляции и социальной дистанции во время пандемии.
Ещё один перфоманс, который не может остаться без внимания - «комната», творение Флоранса Юнга. Она полностью оформлена в белом цвете, стены обиты мягким материалом, что невольно наводит на мысли о помещении для душевнобольных. В комнате есть только большой белый диван и женщина, которая лежит на нём и читает книгу. Посетители могут наблюдать за происходящим через стеклянную дверь. Время от времени люди в комнате меняются. Интересно, что на этот перфоманс был большой отбор. В объявлении написали всего лишь одно предложение «Мы в поисках людей, которые считают, что у них всё хорошо...». Задача перфомера оставаться в комнате, во время работы выставки.
Эта только небольшая часть того, что можно увидеть на данной площадке Уральской индустриальной биеннале. Об объектах, перфоменсах и видеопоказах можно долго говорить и много рассуждать, но лучше всего всё увидеть своими глазами, получить свой опыт и впечатления, а также подумать на тему того, что хотел сказать своей работой художник.
Автор и фото: Елена Брянцева