Со 2 октября в Екатеринбургском цирке начались перформансы в рамках Уральской индустриальной биеннале. Но самые ожидаемые представления ещё впереди. Рассказываем, что интересного ждёт зрителей с 12 октября.
Александр Фролов - Реальность слишком реальна (мировая премьера)
Премьера: 12 октября в 16:00
Повторы: 14 октября, 16:00, 13,15 октября в 18:00
Автор представляет пространство цирка с одной стороны как модель внутреннего устройства Земли, с другой – как схему лабиринта, встроенного в детскую игру, где необходимо закатить металлический шарик в лунку. Игровая составляющая перформанса позволяет создать внутри пространства цирка условия, необходимые для непосредственного вовлечения зрителей в художественное действие. Зрители слышат голосовые инструкции и вместе с перформерами создают конечный результат. Таким образом, через называние, через вербализацию того, чего в действительности не существует, происходит осмысление публичного через личное. Звучащие инструкции отсылают к стихотворению поэта-футуриста Алексея Крученых «Дыр бул щыл», который звучит на весь зал и приводит в движение тектонические пласты и затвердевшие связи между гостями представления и артистами.
Оля Кройтор - Exit from the Gallows (мировая премьера)
Премьера: 12 октября в 18:00
Повторы: 14, 17 октября в 18:00
Идея создания перфоманса возникла после просмотра интервью с дрессировщиками. Девушке захотелось разобраться в их психологии, что ими движет, найти объединяющее расстройство личности и психологический типаж. Ольгу задела повторяющаяся фраза, услышанная в их интервью, что дрессировка=воспитание.
«Exit from the gallows» трехчастный перформанс, действие которого происходит в ритуальном пространстве цирка. Здесь преломляются идеи Рене Жирара об обществе, стремящемся к выражению агрессии через акт насилия. Этот спектакль - особая медитативная практика, сочетающая в себе формы остросоциальной драматургии театральной постановки и философского размышления. Ужас социальной конвенции именно в том, что «дрессировщики» существуют в нас и в любой момент готовы корректировать наше поведение и мышление сообразно общепринятых рамок или схем. Этот вездесущий персонаж в аккуратном костюме и белоснежной рубашке сошел со страниц произведений Франца Кафки, и утвердился в образе Агента Смита в серии фильмов Вачовски.
Ширан Элиасеров и Амир Шпильман - Инверсия будущего (мировая премьера)
Премьера: 12 октября в 20:00
Повторы: 13, 14, 15, 17, 19 октября в 20:00, 16 октября в 16:00, 20 октября в 14:30, 21 октября в 14:00, 22 октября в 18:00, 23, 24 октября в 16:30
«Инверсия будущего» — это перформативная инсталляция, исследующая опыт и эстетику экстремальных ситуаций, созданная для сцены 360°. В ней принимают участие оперный певец, каскадер и верхолаз, привязанные друг к другу. Кинематографические жесты, такие как каскадерские трюки, взрывы и падения, задуманы как музыкально-хореографическая композиция, в которой четко прописаны неконтролируемые движения. Раскрытие механизмов создания иллюзий бросает вызов нашему восприятию экстремального события.
В процессе создания работы художники соединяют свои междисциплинарные знания, чтобы создать художественную площадку, в которой звук обрабатывается физическим, а движение — музыкальным образом. Гравитация, сопротивление и многократные удары тела о поверхность инсталляции создают ритмическую структуру произведения. «Инверсия будущего» приглашает зрителя задуматься о неизбежности физических переживаний и вечной хрупкости человека. Она предлагает антиутопический взгляд на концепцию адаптации к внешним условиям, которая приобретает все большее значение в нашей культуре.
Михаил Толмачев и Наталья Зайцева - Одно из самых красивых мест
Премьера: 13 октября в 16:00
Повторы: 14 октября, 14:30, 15 октября в 15:30, 16 октября в 13:30, 17 октября в 16:00
Три части проекта Re-Locations — анимация, инсталляция и перформанс — созданы на основе воспоминаний советского солдата, служившего в Афганистане в середине 1980-х. Владислав Тамаров провел два года на войне и, переехав в США спустя несколько лет, выпустил книгу, которую ему помогла написать местная журналистка Наоми Маркус. В воспоминаниях Тамарова почти бесшовно соединяются описания боев в Афганистане и жизни до войны. Передвижение по воспоминаниям и ремедиация опыта становятся приемом для всех трех частей проекта.
Цифровая анимация ландшафта сделана на основе текстовых описаний Тамарова и топографических карт времен Афганского конфликта 1979-1989; аудиоинсталляция — кусок скалы, укрытие Тамарова во время засады — в данном случае этот свидетель не немой: камень говорит словами людей, описывающих афганские гуаши военных художников — так пейзаж обретает голос; перформанс — это декламация текста, в котором Тамаров описывает драматическое событие.
Аня Гребенникова и Полина Рюмина - Разговор как прикосновение (мировая премьера)
Премьера: 19 октября, 16:00
Повторы: 20, 21 октября, 18:00, 22 октября, 14:00
Двухчастный театрализованный перформанс Ани Гребенниковой и Полины Рюминой «Разговор как прикосновение» — работа, в которой художницы исследуют, как в диалоге посредством невербальной коммуникации, осуществляемой с помощью визуального языка и тактильности, рождается общая история. Перформанс основан на множестве трепетных воспоминаний художниц из прошлого и их внутренних ощущений, связанных с этими воспоминаниями. Действие перформанса образно и символически происходит в разных географических локациях, таких как Армения, бабушкина дача или условный «городок».
Мария Морина, Катя Соколовская, Марина Карпова - Светлые песни (мировая премьера)
Премьера: 19 октября, 18:00
Повторы: 20, 21, 22 октября в 16:00, 23, 24 октября в 18:00
Часть коммуникации внутри этой инсталляции происходит в пространстве музыки, где ложные высказывания невозможны в силу особой специфики музыкального языка; оставшаяся часть коммуникации происходит в пространстве естественного языка и форм, где сознанию необходимо отделить смысл от шума и распознать манипуляцию. Либретто, которое лежит в основе работы, создано в жанре документальной поэзии и составлено из цитат, предоставленных частными и публичными сообщениями, а также из глаголов, использованных президентом в обращениях к народу; глаголов, характеризующих поведение вируса по отношению к клетке; глаголов, описывающих ежедневный физический и эмоциональный труд женщин. Структура этой эклектичной партитуры отсылает к композиторским техникам Средневековья, Ренессанса, барокко и музыкального минимализма, а также задействует прием художественной мелодекламации.
Себастиан Баумгартен, Роберт Липпок, Людвиг Хауг - ATTITUDES (мировая премьера)
Премьера: 21 октября, 20:00
Повторы: 22, 23, 24 октября в 20:00, 24 октября в 15:00
Себастьян Баумгартен вместе с Людвигом Хаугом и Робертом Липпоком представляют образы возможного будущего в проекте «Attitudes» (2021). Они представляют пять образов, с 2025 по 2425 год, где нескольких сотен существ эпохи антропоцена пытаются выжить в мире за пределами человеческого господства и насилия. Следуя за рассуждениями Донны Харауэй в книге «Оставаясь со смутой. Заводить сородичей в хтулуцене» (2016), художники задаются вопросом, есть ли возможность развить осознанность и представить родство за пределами исключительно человеческих категорий, найти новых единомышленников, чтобы вместе создать новые функциональные связи. Цирк кажется идеальной сценой для подобного разговора, поскольку это место, где можно испытать и очарование, и ужас; здесь привычные границы жанров кажутся стертыми, люди летают, а медведи ездят на велосипедах. При этом цирк напоминает нам о текущем порядке вещей, в котором человек господствует над другими живыми существами.