6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth info instagram list-alt login mailru more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Государственная Третьяковская галерея получили в дар часть уникального собрания

24 июля 2018 17

Рэна Михайловна Лотарёва (1932–2018),  профессор Уральской архитектурно-художественной академии, внучатая племянница  известного ленинградского собирателя середины XX века Казимиры Константиновы Басевич (1898–1973) передала в Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Государственную Третьяковскую галерею часть уникальной коллекции своей прославленной родственницы. 

1 /

Третьяковской галерее были дарованы 17 работ русских художников, включая такие как: К. А. Коровин «На даче. Охотино» (1914), С. Ю. Жуковский «Начало зимы» (1900-е–1910-е), С. В. Бакалович «Перед домашним алтарем» (1900-е), З. Е. Серебрякова «Портрет балерины Лидии Ивановой» (1922)  и целый ряд других предметов, завещанных К.К. Басевич еще до ее смерти в 1973 году.

В Екатеринбургский музей изобразительных искусств Рэна Михайловна передала остальную часть коллекции — 38 произведений живописи и графики, среди которых значатся работы К. С. Петрова-Водкина, Б. М. Кустодиева,  З. Е. Серебряковой и других. Помимо этого в собрание музея поступило несколько скульптур и более 200 предметов декоративно-прикладного искусства.

Как это ни удивительно, наследие К.К. Басевич было бережно сохранено в неприкосновенности в простой советской квартире в Свердловске. О культурных сокровищах, спрятанных за дверью одной из комнат, неизвестно было ровным счетом ничего даже ее соседке, по иронии судьбы,  - в свое время директору музея изобразительных искусств Н.Е. Ганебной.

Жемчужиной этого дара является подписная акварель К.С. Петрова-Водкина «Троица», выполненная в 1915 году в качестве окончательного эскиза для витража Троицкого собора в Сумах. Работа была приобретена К.К. Басевич у дочери художника, никогда не публиковалась и практически неизвестна искусствоведам.

К. К. Басевич начала комплектовать свою коллекцию с 1945 года. Основу ее собрания составляли работы русских мастеров рубежа XIX–XX веков: А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, К. А. Коровина, Н. К. Рериха, М. В. Добужинского, М. А. Врубеля, К. А. Сомова, З. Е. Серебряковой, М. В. Якунчиковой, В. Э. Борисова-Мусатова, Б. М. Кустодиева, С. Ю. Жуковского и других. Но самой большой удачей было знакомство собирательницы с вдовой К. С. Петрова-Водкина Марией Фёдоровной, которая познакомила ее с Павлом Кузнецовым, Еленой Бебутовой, Мартиросом Сарьяном. Приобретенные произведения именно этих художников составили славу коллекции.

История дарения произведений из коллекции Казимиры Константиновны берет начало в 1961 году, когда она завещала Третьяковской галерее 10 лучших работ, в том числе шедевр Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Согласно воле коллекционера, в 1973 году ее племянница и наследница, жительница Свердловска Галина Иннокентьевна Лотарёва передала Третьяковке ещё семь из завещанных произведений. Закончила исполнение воли коллекционера – Рэна Михайловна.

В своей рукописной книге Рэна Михайловна Лотарёва, все последние годы жизни посвятившая памяти своей знаменитой бабушки, писала: «Собрать эту коллекцию — это огромный интеллектуальный труд. Казимира Константиновна всецело жила в нем — как поэт в стихах и поэмах, писатель в своих романах и произведениях, музыкант в мелодиях голосов и инструментов. Коллекция картин — это был ее способ ощущения жизни».