Граффити как одна из наиболее ярких и неоднозначных форм самовыражения сейчас набирает популярность в России. Буйство темперамента, протест, агрессия - что угодно. Этот вид искусства можно объяснить различными «мотиваторами» личности. Зародившиеся в нью-йоркских переходах граффити претерпело множество изменений: от влияния хип-хоп музыки до политических волнений среди молодого населения. Живое и по сей день, оно подталкивает людей браться за баллончики с краской и аэрографы, чтобы сотворить нечто такое, что останется не только на фасадах зданий и в подземных переходах, но и в сердцах людей.
В преддверии проведения фестиваля «Стенограффия», который пройдет в Екатеринбурге уже в шестой раз традиционно в первые выходные июля, наш журналист навестил организаторов мероприятия и задал несколько вопросов на интересующие нас темы:
- История создания фестиваля «Стенограффия». Кто был инициатором и для чего хотели организовать фестиваль?
Рахманов Константин, директор фестиваля «Стенограффия»:
«В далеком 2010 году, на скамеечке, которая находится на перекрестке улиц Малышева – Мамина – Сибиряка, родилась «Стенограффия». На тот момент там было три человека: я - Рахманов Константин, Евгений Фатеев и Андрей Колоколов. Мы хотели создать портал, на котором бы аккумулировалось всё уличное искусство города Екатеринбурга. После того, как портал запустился, мы могли фиксировать всё, что происходило на улице. Позднее, в 2011 году, по фотографиям, которые были выложены на портале, мы сделали книгу об уличном искусстве города Екатеринбурга, которой нет больше ни у одного другого города России».
Анна Клец, координатор фестиваля «Стенограффия»:
«Целью фестиваля можно считать популяризацию уличного искусства».
- Как изменился фестиваль за прошедшие шесть лет?
Рахманов Константин, директор фестиваля «Стенограффия»:
«Фестиваль меняется каждый год. Мы каждый год придумываем новый формат, находим новые «фишки» и технологии».
Анна Клец, координатор фестиваля «Стенограффия»:
«Мы перешли от количества к качеству. Если раньше к нам приезжали сотни художников, из – за чего было достаточно сложно организовать само проведение, то сейчас мы приглашаем меньшее количество художников, но стараемся звать наиболее интересных персон».
- Какие работы, созданные в рамках фестиваля «Стенограффия», являются наиболее популярными и интересными, на ваш взгляд?
Анна Клец, координатор фестиваля «Стенограффия»:
«Сюда можно отнести такие работы, как банка супа «Кэмпбелл» и банка сгущенки, которые стали официальными памятниками Екатеринбурга и внесены в туристические путеводители нашего города. Также популярна работа «Сизифов труд», которая часто появлялась в различных новостных лентах».
- Как реагируют горожане на фестиваль? Вызывает ли он у них интерес или же наоборот неодобрение?
Рахманов Константин, директор фестиваля «Стенограффия»:
«Горожане реагируют по – всякому, однако 90 % отзывов положительные. Постоянно приходят предложения от горожан расписать тот или иной объект города. Известны случаи, когда художников угощали на улице, выносили им воду или предлагали выпить чай вместе с ними. С каждым годом отношение горожан к стрит – арту становится все позитивнее и позитивнее».
- Как вы думаете, чем вызван повышенный интерес к стрит - арту у молодой аудитории?
Рахманов Константин, директор фестиваля «Стенограффия»:
«Всем интересен момент самореализации. Важно и то, что для России данная культура является пока что новой, тем самым также подогревая интерес у молодежи».
- Каковы дальнейшие перспективы развития фестиваля «Стенограффия»?
Анна Клец, координатор фестиваля «Стенограффия»:
«Уже с этого года планируется проведение фестиваля не только в городе Екатеринбурге, но и в таких городах, как Оренбург, Ноябрьск, Ханты-Мансийск, Мыс - Каменный. Если в этом году все пройдет успешно, мы продолжим расширяться и появимся и в других города России».
Рахманов Константин, директор фестиваля «Стенограффия»:
«Стенограффия» не просто фестиваль, мы строим целый бренд. Самая главная цель бренда «Стенограффия» – сделать мир лучше! Мы хотим донести, что каждый может что-то сделать для того, чтобы мир стал лучше. И мы показываем это на примере уличного искусства».
Улучшать мир можно с разных возрастов, будучи коренным жителем Аляски или же путешественником с горных вершин Гималаев. Разница только в том, интересно тебе граффити – искусство или же нет. Тем, кто хочет попробовать себя в этом амплуа, мы даем несколько практических советов:
• Никогда не забывай о фоне. На нем изображение будет более четким и привлекательным.
• Не расстраивайся, если на рисунке появились подтеки. Попробуй в следующий раз увеличить скорость нанесения краски на поверхность.
• Скетч важен! Он помогает собрать мысли воедино и детально проработать будущий рисунок.
• Всегда внимательно осматривай поверхность, на которой ты собираешься рисовать. Если понадобится грунтовать, не жалей ни времени, ни сил, ни денег. В противном случае, это может сильно сказаться на качестве граффити.
• Чтобы изображения были яркими, можешь сначала нанести светлые и более прозрачные цвета, а затем – более темные и яркие.
• Заготовь несколько трафаретов. Так ты сэкономишь себе время и работа получится более аккуратной и качественной.
Профессия граффити-райтера, хоть и не является пока что официально признанной в России, в странах Европы давно известна. Европейские граффити-художники заключают контракты с дизайн студиями и рекламными агентствами. Также проблемы с законом и полицией куда реже встречаются на западе. К примеру, в Барселоне на радость райтерам всех возрастов и национальностей отведен специальный квартал, где они могут законно оттачивать свое мастерство. Представить такое у нас, пожалуй, возможно, хотя и только в виде благополучной перспективы развития стрит – арт искусства в России. Но кто знает, может такие возможности уже не за горами?
Материал подготовила Соловьянова Екатерина