6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth info instagram list-alt login mailru more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Из золушки в служанки: девушка из Екатеринбурга рассказала, как работа на лайнере превращается в настоящую пытку

10 апреля 2016 1675

Восемь месяцев на лайнере, каторжный труд без выходных, интернет по трафику 10 долларов за 100 минут и еще много сюрпризов. Работа на лайнере только кажется сказкой и мечтой заядлого лентяя. Журналист Валерия примерила на себя роль официантки и рассказала Gorpom.ru всю правду о рабочих буднях на круизном лайнере.  

Морская виза, медкомиссия и еще куча документов... 

Попасть на лайнер не так просто — нужно собрать большой пакет документов, пройти минимум два интервью, медкомиссию, получить морскую визу, заплатить около 3 000 долларов. В среднем процесс оформления займет 6–10 месяцев. Для сравнения: один мексиканец получил работу на лайнере, просто написав в Facebook на страничке компании, а в Индонезии и Филиппинах работать на корабль берут людей без образования и знаний английского, но на самую низкую должность — galley steward (сотрудник камбуза) с зарплатой 500 долларов в месяц. 

Как правило, в первые месяцы контракта новички держатся на корабле за счет того, что заплатили немало денег и потратили достаточно сил и нервов, чтобы сюда попасть. Один парень из Болгарии, например, продал гитару, чтобы поработать официантом. Еще один товарищ попрощался с машиной. 

Других же ничего удержать не может. Никогда не забуду глаза одного россиянина в первые пару дней его контракта. Сказать, что они были по 15 копеек, — значит ничего не сказать. Я, отработавшая уже половину контракта, привыкшая и веселая, парню посоветовала не волноваться сильно и продержаться первые пару месяцев. А через несколько дней увидела его друга из Украины: «Уехал через неделю, не смог…» Кстати, девушки, которые не выдерживали и покидали корабль, сразу по приезде домой, судя по их страничкам в Facebook, выходили замуж.

 Первые дни самые тяжелые

Все начинается с неимоверного стресса. С непонимания того, куда ты попал и что с тобой происходит. Мало кто на корабле знает, какой сегодня день недели. И это совершенно не важно. Важно — сегодня день в порту, в море или в Майами (у каждого корабля свой домашний порт). 

Работать «новобранцы» начинают прямо в день прибытия на корабль. Времени на раскачку нет. Прилетел, заселился в отель, на следующее утро тебя забирают на корабль, через пару часов дают униформу — и вперед на баррикады. Вдобавок ко всему в первые дни у новых сотрудников много тренингов, семинаров. Голова просто раскалывается от недосыпа и количества информации. Потом втягиваешься.

Работать по 10–12 часов становится нормой. Если вы приехали трудиться на корабль, забудьте про стабильный рабочий день и обеды по расписанию.

Графики на корабле меняются с дневного на ночной и с вечернего на утренний по мановению волшебной палочки, коей является ваш босс. Собственно, поэтому (да еще из-за ежедневного стресса и большого количества бесплатной еды) 90% сотрудников круизных лайнеров полнеют. Этой печальной участи не избежала и я — восемь месяцев контракта добавили мне восемь килограммов.

На лайнере для сотрудников бесплатно:
1. Еда
2. Курсы (иностранных языков и другие общеобразовательные)
3. Посещение спортзала
4. Проживание
5. Книги и журналы из мини-библиотеки
На лайнере для сотрудников платно:
1. Выпивка в баре
2. Бутилированная вода и газированные напитки
3. SPA
4. Экскурсии вместе с туристами

Будни на круизном лайнере 

С одной стороны, время идет очень медленно, так как постоянно смотришь на часы. С другой — не замечаешь, как пролетают месяцы и годы. 

Готовьтесь к тому, что 24 часа в сутки семь дней в неделю вы будете под надзором. О личном пространстве можно забыть. Например, мой босс не раз видел, как по вечерам я возвращалась из спортзала. В один из рабочих дней ему не понравилось, как я выгляжу. «Валерия, ты слишком устала, тебе пора прекратить ходить в спортзал и больше спать», — заявил индиец-ловелас. Тот факт, что я посещаю спортзал в свободное время, его не волновал. К слову, пройти туда можно только по одному общему коридору — не останешься незамеченной.

Выходных дней нет — есть выходные часы 

Стоит быть готовым к тому, что на протяжении 6–8 месяцев придется работать без выходных. Коллег, начальников и даже новообретенных друзей придется видеть каждый день. Это порядком надоедает, особенно в конце контракта. Зато у сотрудников есть выходные часы. Если рабочее расписание позволяет, можно не только заняться чем-нибудь на корабле, например почитать, сходить в спортзал и посидеть в баре с друзьями, но и выйти прогуляться в порт.

От интернета придется отвыкнуть. На лайнере он жутко дорогой — 10 долларов за 100 минут, которые из-за ужасной скорости соединения улетучиваются через пару-тройку дней.

Отличный шанс выйти в интернет — словить бесплатный Wi-Fi где-нибудь в порту или зайти в ближайшее кафе, но времени будет хватать разве что на звонок родным и проверку соцсетей. Я могла не выходить в интернет неделями.

Кто они — 1 000 сотрудников круизного лайнера? 

Люди — это едва ли не самое интересное из того, что можно увидеть, работая на лайнере. Прежде всего волей-неволей вам придется войти в близкий контакт с соседями по каюте. У меня их было четверо. Дружелюбная белоруска, вскоре переехавшая к своему парню в другую каюту. Бартендер из Таиланда, которая непрерывно ела в каюте тайскую еду. Если увижу ее в толпе — не узнаю, но правила работы на лайнере, которым она меня обучила, пригодятся всем: «Здесь нужно быть актрисой и уметь притворяться дурочкой». Соседкой номер три была педантичная венгерка, каждый месяц меняющая парней, а последней — практичная идеалистка из Чехии, в 22 года купившая собственный дом. 

Также вы будете много общаться с коллегами по работе. Но на хороший коллектив надеяться лучше не стоит.

Люди из разных стран с разным уровнем образования приехали на корабль с одной главной целью — заработать денег. Уважительное отношение, вежливость и прочие атрибуты нормального коллектива отходят на второй план.

Многие сотрудники, особенно выходцы из Индии, Филиппин и Индонезии, высшего образования и вовсе не имеют. А заработанные деньги для них очень важны, так как в своих странах за 10 000 долларов они вполне смогут открыть собственный бизнес или купить небольшой домик. Базовая зарплата официанта на корабле составляет 940 долларов. Остальное — чаевые (в месяц от 50 до 300 долларов). Но, чтобы их получить, придется побегать и не раз столкнуться с подставой от так называемых коллег. 

Сейчас около 85% читателей подсчитали, что 1 240 долларов для среднестатистического Екатеринбуржца — неплохой заработок. Минус оплата проживания и питания. Однако вместе с данной суммой принимайте в расчет полное отсутствие выходных, свободы, необходимость чистить тонны грязной посуды и таскать тяжести каждый день. В общем, поймете, только когда попробуете.

На корабле всегда прав не только клиент, но и начальник 

Моим первым боссом был индиец, проработавший в компании около 20 лет. Его имя переводится с французского как «Жаба», и он вполне ему соответствует. Он проработал с нами всего пару месяцев, но до сих пор вся наша команда вспоминает эту личность скрипя зубами. Я коллекционировала его высказывания, как юмористы — хорошие шутки. 

Индиец: Приходить на службу можно максимум на пять минут раньше! Я не хочу, чтобы босс ругал меня за то, что вы работаете больше положенного! И если идете в туалет, выключайте рабочее время! 

Валерия: Сэр, но на прошлом собрании вы сказали не выключать рабочее время, если нужно сходить в туалет. Так что же делать? 

Индиец: Валерия, вы хотите поиграть в юристов? Я тоже могу быть юристом и сделать вашу жизнь на корабле намного тяжелее… (Через пару минут всем.)Хорошо, если идете в туалет на две минуты, не выходите из системы, если на десять — выключайте свое рабочее время*. 

*Все сотрудники лайнера перед началом смены обязаны сделать clock in, то есть включить свое рабочее время, а после ее окончания — clock out, то есть выйти из системы. Это необходимо, чтобы контролировать персонал. 

Босс номер два, тоже индиец, запомнился тем, что постоянно паниковал и приставал к сотрудницам. И его нисколько не смущал тот факт, что дома остались жена и четырехлетний сын. Мне он по сто раз звонил во время работы и приглашал на свидания, другой сотруднице из Беларуси дарил вино, а чешке — цветы. Но его ухаживания увенчались успехом только в конце рабочего контракта — удалось соблазнить одну индийскую хостес. 

Удается ли сотрудникам круизного лайнера путешествовать? 

Смотрите. Для начала никому нельзя просто так подняться на корабль или покинуть его. Каждый раз все сотрудники обязаны пройти специальную проверку. Нужно просунуть свой ID (временный паспорт) в специальный ящик, который зафиксирует, что именно ты и именно в такое время уходишь с корабля. Далее необходимо открыть сумку, чтобы показать секьюрити, что в ней нет еды и других запрещенных для выноса вещей. Затем нужно дать себя обыскать — и можно идти. В Майами процедура отличается тем, что проверяющему необходимо показать еще и свою временную иммиграционную форму. На обратном пути процедура повторяется. Весь процесс занимает от двух до 10–15 минут. Плюс к некоторым портам с корабля туристов и сотрудников доставляют тендеры — из-за мели судно не может пришвартоваться. Это занимает дополнительные 15–30 минут. По времени вроде не так уж и много, но, если на выход в порт у тебя всего полтора часа, и пять минут имеют значение.

Тем не менее за восемь месяцев контракта мне удалось посмотреть Ямайку и даже побывать в доме Боба Марли — легенды этой страны. Я увидела главные достопримечательности Нассау — столицы Багамских Островов, осмотрела острова Теркс и Кайкос, Кайман, Халф-Мун-Кей (входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО), Косумель (Мексика). В США наш корабль останавливался на острове Ки-Уэст и в Майами.

Совет для тех, кто едет не только работать, но и путешествовать: составьте список мест, где хотите побывать. Можно сделать это заранее дома: почитать в интернете обо всех портах, в которые заходит корабль, и отметить самое интересное. Можно уже на лайнере полистать журнал экскурсий для туристов, поговорить с сотрудниками. 


Об отношениях на лайнере 

«Давай просто полежим вместе. Я обещаю, что не буду к тебе приставать. Максимум — обнимать…» Это не фраза из американской комедии для подростков, а реальность корабельной жизни. То ли от тяжелой монотонной работы, то ли из-за замкнутого пространства все парни на корабле превращаются в ярых самцов и охотников за женскими юбками. Так что желающие найти парня или девушку на время контракта могут сделать это без особого труда. Но чаще всего подобные отношения заканчиваются в день списания с корабля. 

Вариантов для романтического времяпрепровождения на лайнере не так уж много. Обычно парочки дислоцируются в одном из баров для персонала, на открытых палубах, в опустевших столовых или в своих каютах. Пригласить девушку на свидание можно, только если лайнер стоит в одном из портов и рабочее расписание позволяет. И стоит подготовить себя к тому, что свою корабельную вторую половинку вы будете видеть каждый божий день. Ведь, как мы помним, личного пространства на лайнере не существует. 

Хотя есть и настоящие романтические истории. Пример тому — пара белорусов, которые встретились на корабле, спустя несколько лет поженились и продолжают работать на лайнерах. Или моя любимая пара — милашка Паула из Канады и ее бойфренд сексапильный мексиканец Хосе.

Полезные ссылки 

 

Крупнейшие круизные компании мира, которые постоянно находятся в поиске сотрудников: Royal Carribean International (США)Carnival Cruise Line (США), Celebrity Cruises (США), Norwegian Cruise Line (США), Costa Crociere (Италия). Кстати, именно на лайнере Costa Serena компании Costa Crociere был снят известный документальный сериал Cruise Ship Diaries от National Geographic. 

Открываем сезон! Узнаем, как правильно выбрать «Железного коня» Один из семи купит себе Mercedes: директор элитного ресторана рассказал о том, как выжить в кризис