eye-open balloon-active id="icon-balloon-hover">balloon-hover balloon
a a a a a a a

«Надо больше хорошего». Смешанные чувства II Уральского открытого фестиваля российского кино

3 сентября 2017 1259

В этом году девизом второго Уралкинофеста стала строчка из песни группы «Курара» – «Надо больше хорошего». Три слова, и в них будто сошлась вся боль и надежда русского кинематографа и искусства в целом. Почему боль? Потому что «настроение не праздничное», как подчеркнул председатель жюри режиссер Андрей Прошкин на открытии. Деятели кино и театра последнее время подвергаются нападкам – студию Алексея Учителя закидали коктейлем Молотова, а Кирилл Серебренников все еще под домашним арестом, и что с этим делать никто не знает. Почему надежда? Потому что можем сделать лучше. И уральский фестиваль кино, на котором собрали новые, свежие, дерзкие фильмы, это докажет.

 

Красная дорожка. «Мы еще заткнем за пояс все эти Канны»

Традиционно Уралкинофест начался с красной ковровой дорожки. В этом году желающих посмотреть на приглашенных гостей было больше – быть может, причина тому не по-уральски теплое начало осени. Легкие платья, расстегнутые рубашки – почти Канны. Зрители высматривали звезд, равномерно распределившись за ограждениями. За спиной пресс-корнера был слышен шепот – «Где же Алла Сурикова?». Знаменитого режиссера ждали, казалось, больше всех. И вот она на красной дорожке – аплодисменты. «Такой размах фестиваля и выбор кино, так здорово организовано, – комментирует Алла Ильинична свое впечатление. – Программный директор, президент и генеральный продюсер – молодцы. Я девятнадцать лет проработала на фестивалях и знаю, какая это серьезная, важная, мощная и ответственная работа».

Следом за Аллой Суриковой прошли режиссер Александр Котт, кинооператор Юрий Райский, режиссер Алексей Федорченко, кинокритик Лев Карахан, актриса Василина Маковцева (сыграла главную роль в лауреате Каннского кинофестиваля  фильма «Кроткая»), режиссер Андрей Прошкин, сценарист Любовь Мульменко, актриса Ирина Ермолова, музыкант Евгений Горенбург, режиссер Валерий Ахадов, а также приглашенный актер из Китая Дин Фан и другие деятели искусства и гости фестиваля.

1 /

Особенно тепло зрители встретили театрального режиссера и сценариста Николая Коляду, который в этот раз появился на фестивале один, без своей труппы. Впрочем актер «Коляда театра» Олег Ягодин присутствовал на Уралкинофесте в качестве хэдлайнера вместе с группой «Курара». «”Курара” сегодня выступает? – неожиданно удивился Николай Владимирович в ответ на вопрос о группе. – Ах,… Ягодин, отпросился у меня, а я думаю, куда это его отпустил». Все смеются. А вот на вопрос о фестивале театральный режиссер высказался более серьезно: «Мы превращаемся в столичный город, потому что у нас все есть – реальный театр, куча фестивалей, но кинофестиваля не было. Я благодарен Валерию Семеновичу Кичину, потому что это он придумал все, а он бывший екатеринбуржец. Вот видите, как душа лежит к Уралу! – продолжил режиссер в своей широкой манере. – Я всегда говорил, что любовь – это поступок, если любишь родную землю, делаешь что-то для нее. А это конкретное дело – найти деньги, привести звезд  просто супер. Первый фестиваль прошел хорошо, а этот будет лучше. Мы еще заткнем за пояс все эти Канны».

 
 

«Надо больше хорошего», или чего ждать от второго фестиваля?

На этой ноте мы отправились занимать места в зрительском зале. В большом кино-концертном был аншлаг – практически ни одного свободного места. И вот открываются кулисы. На сцене уже стоит «Курара» всем составом, солист Олег Ягодин, оперевшись на колонку, перебирает в руках бубен. На экране мелькают виды Екатеринбурга. Открывает фестиваль министр культуры Светлана Николаевна Учайкина. После торжественных слов атмосферу в зале разряжают аккорды своеобразного гимна второго Уралкинофеста – «Надо больше хорошего». Ягодин погружает зал в музыкальный транс, орудуя бубном, как шаман. Знаменитые режиссеры качают головой в такт. «У них какая-то бешеная, уральская энергия», – отметил Андрей Прошкин, комментируя появление группы на фестивале [прим. редактора – режиссер работал с солистом Олегом Ягодиным над фильмом «Орлеан»].

1 /
 

После музыкального вступления на экране появляется видеоряд с приветами от людей с улиц – строители, врачи, студенты желают приятного просмотра, в перерывах между ними, смеясь, машут музыканты группы «Чайф», тепло улыбается режиссер Алексей Федорченко, Николай Коляда говорит: «У нас хорошо, правда». Под титры видеоряда на сцене появляются бессменный ведущий фестиваля Даниил Макеранец и его коллега Татьяна Вершинина.

Ведущие подводят итог прошлого года и рассказывают о том, что будет ждать зрителей в ближайшую неделю. И вот пара-тройка фактов. Первый Уралкинофест собрал аудиторию в 32 00 человек и внушительную фильмографию, которую впрочем, по словам программного директора Валерия Кичина, приходилось добывать уговорами – немногие режиссеры соглашались отдавать новую картину на еще не зарекомендовавший себя фестиваль. В этом году ситуация изменилась – после ажиотажа первого фестиваля количество заявок возросло, комиссия отсмотрела 300 картин короткого и полного метра, чтобы выбрать 120 лучших фильмов, которые вошли в программу (это почти на три десятка больше, чем в прошлом году).

 
 

Помимо увеличившегося числа картин, второй Уралкинофест радует параллельными программами – в кинотеатрах города пройдут «Гала премьеры», программа «Взгляд ХХI век», уникальный «Театральный антракт», на котором можно будет увидеть лучшие театральные постановки в формате кино, и короткий метр. Конечно, будут творческие встречи – зрители смогут пообщаться с режиссерами Аллой Суриковой и Александром Сокуровым. И неожиданное новшество – в рамках второго Уралкинофеста пройдет локальный фестиваль китайского кино в России.

В 2017 году, вероятно в связи с увеличившимся числом кинокартин, возросло количество статуэток. К номинациям добавился приз зрительских симпатий в категории короткометражного кино и другие номинации. Первую статуэтку вручили уже на открытии. Обладательницей приза за вклад в кинематограф стала Алла Сурикова. «Неожиданно, замечательно, трогательно и ответственно. Спасибо», – поблагодарила организаторов фестиваля режиссер «Человек с бульвара Капуцинов», «Ищите женщину» и других легендарных картин.

 
 

Остальным фильмам за статуэтки предстоит побороться. В конкурсной программе фестиваля заявлено одиннадцать картин. Это победитель Кинотавра «Аритмия» (реж. Борис Хлебников), альманах «День до», который стал фильмом открытия (Реж.: А. Котт, В.Котт, А. Карпиловский, Б. Хлебников), фильмы «Жги» (реж. Кирилл Плетнев), «Из Уфы с любовью (Реж.: Айнур Аскаров), «Карп отмороженный» (Реж.: Владимир Котт), «Невод» (Реж.: Александра Стреляная), «Скоро всё кончится» (Реж.: Алексей Рыбин), «Турецкое седло» (Реж.: Юсуп Разыков), «Хармс» (Реж.: Иван Болотников), «Частное пионерское – 3» (Реж.: Александр Карпиловский) и «Язычники (Реж.: Лера Суркова). Зрительный зал открытия уже выразил предпочтения фильмам «Аритмия» и «Из Уфы с любовью» всплеском аплодисментов, в следующие выходные узнаем, кто в итоге станет обладателем главного приза фестиваля «Лучший фильм».

 

Речь жюри и молчание зала

Традиционно на сцене появились члены жюри кинофестиваля. В этом году место председателя фестваля, в прошлом принадлежавшее Владимиру Меньшову, занял Андрей Прошкин (режиссер фильмов «Солдатский декамерон», «Орда», «Орлеан»). Компанию ему составляют член европейской киноакадемии и европейской гильдии кино в России Наталья Иванова, обозреватель «Новой газеты» Лариса Новикова, оператор-постановщик, заслуженный деятель искусств РФ Юрий Райский, сценарист, драматург и прозаик Любовь Мульменко.

 

 

Андрей Прошкин от имени жюри поблагодарил Екатеринбург за приглашение, однако не смог обойти больную тему для мира кино и театра настоящего времени. «Фестиваль – насыщенный, важный для культуры России и Екатеринбурга праздник. Простите, я его чуть-чуть испорчу, –начал Андрей Александрович. – Наше настроение, невзирая на все замечательное, что происходит сегодня, не столь праздничное, потому что в последнее время нас буквально бомбардируют какие-то невероятные новости. Люди закидали бутылками с коктейлем Молотова офис режиссера Алексея Учителя, который снял картину «Матильда». Скандал [вокруг картины] продолжается и уже выходит за пределы. Министерство культуры РФ теперь хочет взимать по пять миллионов рублей с каждого фильма выходящего на экраны, что приведет к полному отсутствию качественного кино для думающего зрителя. И, конечно, мы все с большой скорбью, гневом и страхом воспринимаем продолжающуюся абсурдную совершенно историю с нашими коллегами, друзьями, товарищами Кириллом Серебренниковым и его соратниками — Юрием Итиным, Ниной Масляевой и Алексеем Маслобродским. К сожалению, наше настроение, может быть, немножко не соответствует этому празднику». Зал прерывает речь режиссера аплодисментами. «Надеюсь, вы хлопаете не мне, а этим людям, которым тяжело и с которыми, надеюсь, все будет в порядке, потому что и жизнь, и искусство в итоге всегда побеждают абсурд. С надеждой на это мы и будем смотреть и судить фильмы конкурса». В полной тишине жюри покидает сцену, пока ведущий, спохватившись, не напоминает залу о традициях.

 
 

Напомним, что до сих пор ведется борьба активистов за отказ от проката фильма Алексея Учителя «Матильда», который посвящен судьбе балерины Матильды Кшесинской, возлюбленной будущего императора Николая II. Фильм вызвал неоднозначную реакцию, его назвали «антироссийской и антирелигиозной провокацией», а депутат Госдумы Наталья Поклонская попросила Генпрокуратуру проверить картину. 31 августа студию Учителя неизвестные забросали коктейлем Молотова. Сам режиссер недоумевает над ажиотажем вокруг кино, которое еще никто не видел.

Вторая история – обвинение Кирилла Серебренникова, художественного руководителя «Гоголь-центра», в мошенничестве на сумму 68 миллионов рублей. Сейчас режиссер находится под домашним арестом. На защиту Серебренникова встали российские и мировые деятели культуры.

 
 

Еще одним важным моментом, объединившим зал наравне с темами, озвученными Андреем Прошкиным, стала минута памяти талантливого режиссера и актрисы Веры Глаголевой, которой не стало в этом году. По творческой традиции зал встал и заполнил тишину аплодисментами. В программе фестиваля ожидается вечер памяти, посвященный Вере Глаголевой, на котором будут показаны фильмы «Две женщины» и «Одна война».

Торжественное открытие и апокалипсис на экране

Несмотря на смешанные чувства дня открытия, фестиваль планирует подарить зрителям настоящий праздник кино. Всю предстоящую неделю со 2 по 8 сентября каждый желающий сможет бесплатно оценить новые интересные картины. «Очень приятно видеть полный зал такого большого кино-концертного театра, – отметил директор фестиваля Владимир Ильич Макеранец. – Перед тем, как совершить открытие, хочу сказать, что сегодня [прим.редактора – 2 сентября уже начались первые показы] с половины восьмого утра зрители занимали очередь за билетами. – Ведущий прерывает слова директора фестиваля, протягивая хлопушку. – Что ж, Второй открытый фестиваль российского кино, тавтология, но считать открытым!».

 
 

После завершения официальной части гости разбрелись на короткий антракт и вновь вернулись в зал, чтобы увидеть фильм открытия – «День до». Картину зрителям представили один из режиссеров картины Александр Котт и актриса Дана Абызова. «Этот фильм не вышел в прокат и не выйдет по ряду причин, поэтому зрители, которые его посмотрят – это собственно вы и есть, – начал Александр Котт. – Я очень люблю этот фильм – он неровный, нервный и сделан с большой любовью». К словам о любви присоединилась Дана Абызова: «Для меня тема этого фильма важная и болезненная. Это психологический реализм, когда чувствуешь, что сердце разрывается, земля проваливается, и ты падаешь в эту бездну. На деле ничего этого не происходит, но именно так ты чувствуешь. Эта нота есть в фильме. Надеюсь, что, посмотрев это кино, вы тоже что-то почувствуете».

 
 

Чувствовать, бороться, быть в центре событий – этого негласно требует от зрителя Второй Уральский фестиваль открытого кино. И зритель откликается – билеты на руках, кинозалы забиты под завязку уже. Быть может, фестиваль избавит нас от смешанных чувств?

Автор: Юлия Субботина

Фото: Никита Пуликов

Подтяжка лица одним щелчком пальцев: SMAS-лифтинг без боли и повреждений «Синий Жук Art Place» вышел на улицы города. Проект «Особенные»